Высшие планеты в Махабхарате?

В конце августа 2001 г. Альберт Тимашев опубликовал на форуме astrologer.ru интересные данные о докладе В.П.Вартака "Ведическая астрономия" на коллоквиуме по индийской астрономии и астрологии (см. книгу: Issues in Vedic Astronomy and Astrology. Proceedings of a Colloquium on Vedic Astronomy and Astrology 26-38 September, 1989 at Nagpur, India).

В своём докладе В.П.Вартак сообщает: "Махабхарата упоминает ... на момент начала войны ... зимнее солнцестояние в Ревати и весеннее равноденствие в Пунарвасу. Это дает период около 5531 г. до н.э. Все планеты занимают точно указанные Вьясой положения (Махабхарата VI, 3) 16 октября 5531 г. до н.э. Вьяса упоминает еще три планеты под именами Света, Сьяма и Тивра. Я обнаружил, что это Уран, Нептун и Плутон соответственно, поскольку их рассчитанные положения на указанный день в точности соответствуют указанным Вьясой".

Если бы это оказалось правдой, то произвело бы фурор в истории астрономии и заставило бы учёных пересмотреть своё отношение к индийской науке древности - ведь официально считается, что Уран, Нептун и Плутон были открыты совсем недавно по историческим меркам (в 18, 19 и 20 веке соответственно). Но сенсации не получилось: этот Вартак просто откровенно лукавит, выдает желаемое за действительное.  Ниже я докажу свои слова.

Итак. На данное время из свободно доступного программного обеспечения по астрономии нет таких которые давали бы высокоточные результаты на такой интервал времени. Просто нет математической модели (тем удивительнее, что Вартак сумел произвести свои расчёты на 5531 г. ещё 12 лет назад...). Есть, правда, "Швейцарские эфемериды", начинающие свой отсчет от 5400 г. до н.э. Но они не дотянули 131 год до проверяемой даты. RedShift3-4 также не может справится с этой задачей, т.к. он считает от 1 дня юлианского календаря, а это 1.1.-4712 (4713 B.C.). Но поскольку у Вартака не даются точные координаты, а лишь созвездия (или накшатры), то нам не страшна погрешность даже на десяток-полтора градусов.

С такими условиями можно без особых проблем справиться. Есть старенькая программа под DOS SkyGlobe 3.6 от 1993 года, которая довольно неплохо считает на больших интервалах времени. Перед тем как ее использовать, я ее проверил, сравнив с RedShift3 и швейцарскими эфемеридами (конечно, в пределах временных возможностей расчетного блока). Вот некоторые итоги сравнения швейцарских эфемерид и координат, выдаваемых SkyGlobe3.6 на дату 16.10.-5400 г.

16.10.-5400 (5401 B.C.)
jul.12:00:00 ET
jd (ET) = -251003.000000

Swiss Ephemeris           SkyGlobe3.6    Погрешность
             Эклиптическая долгота
Sun         12 vi 48' 6. -- 12 vi 35         0  гр.
Moon         2 le 39' 0. -- 14 le 45         12 гр.
Mercury     18 vi 15'23. -- 03 li 31         15 гр.
Venus       19 li 47'13. -- 25 li 01         05 гр.
Mars        29 sc 23'42. -- 24 sc 21         05 гр.
Jupiter     24 ar 38'51. -- 25 ar 53         01 гр.
Saturn      19 sc 51'58. -- 18 sc 40         01 гр.
Uranus      12 li 48'29. -- 08 li 02         05 гр.
Neptune     23 sc 13'48. -- 23 sc 50         0,6 гр.
Pluto       22 le 47'41. -- 16 vi 21         24 гр.

Мы видим что за 130 лет до интересующей нас даты точность расчетов SkyGlobe3.6 довольно приемлемая, за исключением Плутона. В сравнении с RedShift3-4 за 800 лет до интересующей нас даты точность расчетов SkyGlobe3.6 еще лучше. 

Думаю что для разрешения вопроса стоит воспользоваться SkyGlobe3.6. Итак, согласно тексту: 

Что мы видим на самом деле 16 октября 5531 года до н.э? Прежде всего, это Новолуние. Точка весеннего равноденствия находилась внутри параллелепипеда созвездия Близнецов, на 1/3 расстояния от зв. Васат до зв. Мебсута, а точка зимы - между звёзд эпсилон Рыб и дельта Рыб. То есть, кардинальные точки действительно были близки к Ревати и Пунарвасу, хотя, возможно, и не совсем точно в этих созвездиях.

Возле Спики, Антареса и Плеяд действительно располагались планеты, но какие!

Рядом со Спикой (06ч37'/21°16') - Сатурн (06ч48'/25°23'), а не Уран.

Рядом с Антаресом (9ч42м/9°11м) - Меркурий (9ч58м/15°44'), а не Нептун.

Рядом с Плеядами (21ч04м/-12°30м) - Нептун(20ч52м/-19°26'), а Плутон был значительно южнее Плеяд(21ч05м/-31°40'), но его координаты в SkyGlobe 3.6  на эту дату могут быть ошибочны, и находятся в пределах -25° по долготе. 

Планета Уран находилась в 3-х градусах севернее звезды дзета Тельца - Альхека.

Вообще, SkyGlobe 3.6  показывает, что на эту дату все интересующие нас планеты располагались в пределах современных очертаний созвездия Тельца.

Теперь мы видим что доклад В.П.Вартака "Ведическая астрономия" в большей степени мистифицирован, но хочется отметить что на месте указанного Плутона уверенно расчитывается положение Нептуна! Или автор неправильно перевел слова Света, Сьяма и Тивра, или заведомо лукавит. На месте Светы обнаруживается не Уран, а Сатурн, на месте Сьяма не Нептун, а Меркурий, на месте Тивры не Плутон, а Нептун.

Далее. Ознакомившись с оригиналом текста, на котором базировал свои выводы Вартак, Альберт Тимашев сообщил, что там также упоминается положение Кету в Пушья (дельта Рака - Асцеллус Аустралис) и Венеры в Пурва Бхадрапада (альфа Пегаса - Маркаб). Но в действительности в указанную дату Кету (Южный Узел Луны) располагался совсем близко от звезды Зубен-Эльгенуби в созвездии Весов. А Венера в любом случае из-за особенностей своей орбиты не могла находится так далеко от Солнца (11° Девы), т.к. Маркаб (8° Стрельца) удалён по долготе на 87° от него. Так что совершенно не похоже,  чтобы указанные объекты находились в заявленных местах.

Затем я решил пойти другим путем. Допустим, что в Махабхарате все правильно написано, но В.П.Вартак дает неверную датировку. Когда же Уран, Нептун и Плутон занимали указанное Вьясой положение среди звезд? 

Это была задача не из легких! Но пронаблюдать движение планет на экране монитора за 8 тысяч лет было даже интересно! До 4700 г.д.н.э. я анализировал только расположения Урана и Нептуна, т.к. Плутон глубже в историю расчитывается довольно плохо. Положение Урана около Спики и Нептуна около Антареса происходят циклично и регулярно через 4285 лет, сериями на протяжении 4 раз за 504 года.

Первая серия началась в:
  6765 г.д.н.э. - неточная комбинация
  6597-6598 г.д.н.э. - точная
  6429-6430 г.д.н.э. - точная
  6261-6262 г.д.н.э. - неточная, но возможно что Плутон под Плеядами.

Следующая серия соединений планет со звездами началась через 4285 лет во времена, когда уже и Плутон расчитывается довольно уверенно. 

Вторая серия началась в:
2480-2481 г.д.н.э. - неточная комбинация Урана и Нептуна без участия Плутона.
2312-2313 г.д.н.э - точное расположение всех трех планет (но весеннее равноденствие уже далеко от Пунарвасу...)
2144-2145 г.д.н.э - точное положение только Урана и Нептуна.
1976-1977 г.д.н.э - неточная комбинация Урана и Нептуна.

Следующий раз точное расположение всех трех планет возле указанных звезд будет в 2141-2142 годах н.э.

Хочется отметить что положение Плутона около Плеяд довольно условно, т.к. из-за большого наклонения орбиты он проходит от 14 до 19 гр. к югу.

Таким образом, я убедился, что заявленное В.П.Вартаком не соответствует астрономическим реалиям.  Налицо подтасовка фактов или ошибочная трактовка названий планет.

Дмитрий Нижельченко

 

Перейти к следующей заметке


Короткие заметки  

Полемика, рецензии, обзоры   Астрологическая библиотека

Форум

Вернуться на титульную страницу


be number one

Https://marchcollection.com

Магазин женской одежды https://marchcollection.com предлагает скидки на платья и блузки.

Olymp Trade

Интернет-сервис binoman.ru предлагает множество стратегий торговли на бирже Olymp Trade.