Первоисточники -> Труды -> Варахамихира

 
Варахамихира - Брихат-джатака. Глава 1


Проект "Manuscripta astrologica"

Перевод и комментарии Романа Броля

Варахамихира

"Брихат-джатака"

(в 28 главах, 407 станцах)


ГЛАВА 1. Разъяснение используемой терминологии (раши прабхеда).

1. Солнце, одна из восьми главных сил Шивы, образующее дорогу для тех, кто идёт к Мокше, являющее собой Дух для тех, кто хорошо сведущ в Атмавидье, принимающее результаты жертвенных обрядов, господствующее над бессмертными существами и небесными телами, разрушающее, создающее и защищающее миры, восхваляемое в Ведах в различных формах, обладающее множеством лучей и являющееся светильником трёх миров, позволит ли оно нам начать нашу речь?

Обычно индийские сочинения посвящены Брахме, Вишну, Махешваре или одной из трёх величайших сил природы – Сарасвати, Лакшми или Парвати. Варахамихира сознательно отступает от этой традиции, обратившись к Солнцу. Под восемью главными силами (ашта муртхи), участвующими в создании миров, подразумеваются Сурья (Солнце), Джалам (Вода), Махи (Земля), Ваю (Воздух), Вахни (Огонь), Акаша (Небо), Яйяджука (выполняющий жертвы) и Сома (Луна).

2. Хотя существует великое количество работ, написанных знающими людьми великолепным литературным стилем, многие люди приходят в уныние, пытаясь пересечь безбрежный океан науки о гороскопах. Для этих людей я предлагаю маленькую лодку, – пусть и сложенную различными метрами, но заставляющую думать и полную поучительных мыслей, – чтобы дать им возможность пересечь этот океан.

Отметим, что "Брихат-джатака", как и другие индийские трактаты, написана в стихотворной форме. С этим связано и упоминание о "различных метрах", которыми сложено данное сочинение, и обилие фраз в "Брихат-джатаке", которые в переведённом виде начинают выглядеть громоздкими или неуклюже выстроенными. При переводе на русский язык переводчик руководствовался стремлением удержать баланс между точностью следования оригиналу и понятностью изложения для русского читателя.

3. Наука астрологии зовётся Хора-шастрой; это название получено объединением двух слов – Ахо и Ратри – от которых отброшены первые и последние буквы. Она говорит о результатах хороших и плохих поступков, сделанных людьми в их прошлых жизнях.

Ахас на санскрите означает “день”, а Ратри – “ночь”. Однако более вероятно заимствование слова “хора” из греческого языка, где оно означает “час”. Как бы то ни было, “хора” подразумевает влияние времени рождения на человека. Следующее за этим определение астрологии ясно показывает, что данная отрасль знаний неразрывно связана с концепцией кармического воздаяния. Бхаттотпала в своём комментарии подчёркивает, что принятие теории кармы вовсе не означает фатализма астрологических доктрин. Да, мы расплачиваемся за совершённое нами зло, но можем смягчить наши страдания, правильно подобрав “лекарства” от наших “болезней”.

4. На небесной сфере Зодиак начнается с Меши и Ашвини; каждый знак образуется из девяти падамов звёзд и управляет следующими органами Калапуруши: голова, лицо, грудная клетка, сердце, живот, талия, низ живота, половой орган, бёдра, колени, ягодицы (?) и ступни ног – в указанном порядке.

Слова “раши” (раши), “кшетра”, “гриха”, “рукша”, “бха” и “бхавана” относятся к зодиакальным знакам, обозначают их.

Меша – индийское название знака Овна. За этим зодиакальным знаком следуют Вришабха (Телец), Митхуна (Близнецы), Катака (Рак), Симха (Лев), Канья (Дева), Тхула (Весы), Вришчика (Скорпион), Дханус (Стрелец), Макара (Козерог), Кумбха (Водолей) и Мина (Рыбы). В данном переводе названия знаков Зодиака далее по тексту будут приведены в привычном для русского читателя виде.

Помимо 12 знаков, зодиакальный круг делится на 27 созвездий (накшатр) равной величины – по 13°20’. Ашвини – название первого из созвездий. Падам – это четверть созвездия, т.е. девятая часть знака, навамша (3°20’). См. ниже, ст. 6.

Калапуруша – индийский аналог “Зодиакального человека” греко-египетской астрологии. Его части тела последовательно распределены между знаками Зодиака (см. также Гл. 2, ст. 1). Овен управляет головой, Телец – лицом, Близнецы – грудной клеткой, Рак – сердцем, Лев – животом, Дева – талией, Весы – низом живота, Скорпион – половыми органами, Стрелец – бёдрами, Козерог – коленями, Водолей – ягодицами, Рыбы – ступнями ног. Конечно, по логике, Водолей должен управлять голенями. Очевидно, здесь имеет место описка, вызванная путаницей со сходным списком управления частями тела у животных (см. Гл. 3, ст. 3).

5. Рыбы представлены в виде двух рыб, лежащих близко друг к другу, с головами, обращёнными в противоположных направлениях; Водолей показан в виде человека, несущего сосуд с водой; Близнецы изображены в виде мужчины с дубинкой и женщины с лютней, в тесных объятьях; Стрелец описывается как кентавр с задней частью как у коня и передней – как у лучника; Козерог имеет морду оленя, а нижнюю часть тела – как у крокодила; Весы олицетворены появлением человека с весами в руке; Дева описывается девушкой, сидящей в лодке с колосом в одной руке и огнём в другой, а остальные знаки описываются их именами и вводятся на местах, созвучных их природе.

Как видно из описаний, знаки индийского Зодиака заимствованы из античной астрологии с весьма небольшими модификациями. По мнению Б.С.Рао, выражение “вводятся на местах, созвучных из природе” означает, что зодиакальные знаки управляют теми местами на Земле, которые наиболее близки им по духу, а также управляют плодами и изделиями этих мест. Водные поверхности приятны для Рыб и Рака, глубокие джунгли и пещеры – для Льва, обычные леса и равнины – для Овна и Тельца, населённые места – для Близнецов, улицы в крупных городах – для Весов, военные полигоны и плацы – для Стрельца. Крокодилы живут в водных местах, Скорпионы – в норах и щелях, и т.д.

6. Куджа, Шукра, Будха, Чандра, Рави, Будха, Шукра, Куджа, Гуру, Шани, Шани и Гуру являются хозяевами знаков и их делений в указанном порядке, начиная с Овна. Навамши начинаются с Овна, Козерога, Весов и Рака – и идут по порядку; двадашамши начинаются вместе с самими знаками.

Здесь приведены управители зодиакальных знаков. Планеты имеют следующие санскритские имена: Рави – Солнце, Чандра – Луна, Будха – Меркурий, Шукра – Венера, Куджа – Марс, Гуру – Юпитер, Шани – Сатурн. Далее по тексту имена планет будут даны в стандартном переводе на русский. Управители знаков в индийской астрологии совпадают с античными и европейскими.

Навамша – 1/9 часть зодиакального знака (3°20’), одно из важнейших делений Зодиака. Первое упоминание навамш зафиксировано у Спхуджидхваджи (3 в. н.э.). Управители навамш определяются в той же последовательности, что и для знаков: первой навамшей Овна управляет Марс, 2-й – Венера, 3-й – Меркурий, 4-й – Луна, 5-й – Солнце, 6-й – Меркурий, 7-й – Венера, 8-й – Марс, 9-й – Юпитер. И дальше последовательность сохраняется, невзирая на смену знака: 1-й навамшей Тельца (10-й навамшей Зодиака) управляет Сатурн – как и 10-м знаком (Козерогом), 2-й навамшей Тельца управляет тоже Сатурн – как и 11-м знаком (Водолеем), 3-й навамшей Тельца управляет Юпитер – как и 12-м знаком (Рыбами). 4-й навамшей Тельца управляет опять Марс, и т.д. Таким образом, получается, что в Овне, Льве и Стрельце первая навамша управляется Марсом (как Овен), в Тельце, Деве и Козероге – Сатурном (как и весь знак Козерога), в Близнецах, Весах и Водолее – Венерой (как знак Весов), в Раке, Скорпионе и Рыбах – Луной (как знак Рака). Таким образом, принцип расчёта навамш тот же, что и в современной западной системе гармоник. Навамша соответствует 9-й гармонике.

Двадашамша – 1/12 часть зодиакального знака (2°30’). Первой двадашамше каждого знака соответствует сам этот знак, а последующим двадашамшам – следующие знаки по порядку. Например, в Деве первой двадашамшей управляет Меркурий (как и всем знаком Девы), второй – Венера (как и Весами), …двенадцатой – Солнце (как и Львом). Получается, что каждый знак содержит в себе свой «микрозодиак», начинающийся именно с этого знака. Эта концепция восходит к вавилонской астрологии и была известна античным астрологам под названием «додекатемория».

7. Марс, Сатурн, Юпитер, Меркурий и Венера управляют соответственно пятью, пятью, восемью, семью и пятью градусами в тримшамшах нечётных знаков, тогда как в чётных знаках порядок меняется на противоположный. Последняя часть Рака, Скорпиона и Рыб называется Рикшасандхи (объединение двух знаков).

Тримшамша – индийский вариант системы термов. Каждый зодиакальный знак состоит из пяти термов неравной величины. В нечётных знаках (Овен, Близнецы, Лев, Весы, Стрелец, Водолей) Марс управляет с 1-го по 5-й градус, Сатурн – с 6-го по 10-й, Юпитер – с 11-го по 18-й, Меркурий – с 19-го по 25-й, а Венера – с 26-го по 30-й. В остальных шести знаках Венера управляет градусами с 1-го по 5-й, Меркурий – с 6-го по 12-й, Юпитер – с 13-го по 20-й, Сатурн – с 21-го по 25-й, а Марс – с 26-го по 30-й.

Рикшасандхи – это последняя навамша (с 26°40’ по 30°00’) в знаках Рака, Скорпиона и Рыб. Выделенность данных зодиакальных зон считается неблагоприятным показателем при анализе продолжительности жизни.

8. Крийя, Тхавури, Джитхима, Кулира, Лайя, Патхона, Джука, Коурпи, Тхаукшика, Акокеро, Хридрога и Антхья – это имена для Овна, Тельца, Близнецов, Рака, Льва, Девы, Весов, Скорпиона, Стрельца, Козерога, Водолея и Рыб соответственно.

Перечисленные “нестандартные” названия зодиакальных знаков восходят к античным (греч. Krios – Овен, греч. Tauros – Телец, греч. Didimoi – Близнецы и т.п.).

9. Если планета находится в собственной дреккане, хоре, навамше, тримшамше, двадашамше и раши, она называется находящейся в своей варге.

Варга (санскр.букв. “каста”) – общее название деления зодиакальных знаков и особых астрологических карт, базирующихся на этих делениях. Варахамихира выделяет 6 основных варг: раши (целый знак, обычный гороскоп), хора (1/2 знака), дреккана (1/3 часть знака), навамша (1/9 часть знака), двадашамша (1/12 часть знака) и тримшамша (термы). Другие индийские астрологи доводят число изучаемых варг до 16-ти.

10. Телец, Овен, Стрелец, Рак, Близнецы и Козерог – это Ратрибала-раши, или знаки, могущественные во время ночи. Эти же знаки (за исключением Близнецов) называются Пруштодайя. Остальные знаки, т.е. Лев, Дева, Весы, Водолей и Скорпион, называются Динабала-раши. Вместе с Близнецами они называются Сиршодайя. Рыбы называются Убхайодайя.

Данная классификация построена на рисунках зодиакальных созвездий. Пруштодайя – это знак, который восходит с хвоста (прушта). Сиршодайя – знак, который восходит, начиная с головы (сирус). Убхайодайя – знак, восходящий и головой, и хвостом (поскольку Рыбы изображаются в виде двух рыб, головы которых находятся близ хвостов друг друга).

11. Знаки являются злотворными (крура) и благотворными (соумья), они же являются мужскими и женскими; они также бывают подвижными, фиксированными и общими; управители кардинальных точек – это управители тригонов домов, начинающихся с Овна, Тельца, Близнецов и Рака.

В нечётных знаках первая хора управляется Солнцем, а вторая – Луной, тогда как в чётных знаках – в обратном порядке. Управители дреккан – это управители 1, 5 и 9 домов от знака.

Мужскими знаками называются Овен, Близнецы, Лев, Весы, Стрелец и Водолей, а женскими знаками – шесть остальных. Как указывает Б.С.Рао, «злотворные знаки» – это синоним термина «мужские знаки», а «благотворные знаки» – это то же самое, что и «женские знаки». С другой стороны, знаки нередко называют благотворными или злотворными в зависимости от того, какие планеты управляют этими знаками – добрые или злые (см. Гл. 2, ст. 5).

Подвижные (кардинальные) знаки – это Овен, Рак, Весы и Козерог. Фиксированные знаки – это Телец, Лев, Скорпион и Водолей. Общие (двутелесные, мутабельные) знаки – это Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы.

Кардинальные точки (т.е. стороны света) соотносятся с тригонами знаков: Овен, Лев и Стрелец представляют Восток; Телец, Дева и Козерог – Юг; Близнецы, Весы и Водолей указывают на Запад; Рак, Скорпион и Рыбы соотносятся с Севером.

Хора – это 1/2 часть знака (15°). Солнце управляет первой хорой в мужских знаках и второй хорой в женских. Луна управляет первой хорой в женских знаках и второй – в мужских.

Дреккана – это 1/3 часть знака, деканат. 1-я дреккана в каждом знаке управляется той же планетой, что и весь знак. 2-я дреккана – под властью управителя 5-го знака от рассматриваемого. 3-я дреккана управляется хозяином 9-го знака от рассматриваемого. К примеру, в Тельце первыми 10-ю градусами управляет Венера, следующими 10-ю – Меркурий (управитель Девы), а последними 10-ю – Сатурн (управитель Козерога).

12. Некоторые авторы астрологических работ говорят, что первая хора управляется хозяином данного дома, тогда как вторая хора – управителем 11-го дома от данного. Кроме того, они говорят, что управителями дреккан соответственно являются: 1) управитель данного дома, 2) управитель 12-го дома от этого; 3) управитель 11-го дома.

Варахамихира (как и подавляющее большинство других индийских астрологов) использует системы домов, в которых границы домов совпадают с границами знаков. Так, если восходит Овен, то весь этот знак считается первым домом от Асцендента; если Солнце в Тельце, то любая планета в Скорпионе будет считаться находящейся в 7-м доме от Солнца; если Луна в Козероге, то второй дом от Луны – это Водолей, и т.д. Таким образом, термины “хозяин дома” и “управитель знака” являются синонимичными.

Упоминаемая здесь система управителей хор интересна тем, что в ней хозяином хоры может быть любая из планет септенера (в Овне – Марс и Сатурн, в Тельце – Венера и Юпитер, в Близнецах – Меркурий и Марс, и т.д.), тогда как в системе, изложенной в предыдущей станце, в этой роли рассматриваются только Солнце и Луна. Обе эти системы впервые упоминаются в “Явана-джатаке” Спхуджидхваджи (3 в.).

Альтернативная система дреккан даёт следующие результаты: для Овна – Марс, Юпитер, Сатурн, для Тельца – Венера, Марс, Юпитер, для Близнецов – Меркурий, Венера, Марс, и т.п. Эта система использовалась Спхуджидхваджей, но последующие поколения астрологов, как и Варахамихира, предпочли ей систему управления по тригонам, введённую Сатьей (3 в.).

13. Овен, Телец, Козерог, Дева, Рак, Рыбы и Весы являются знаками экзальтации для Солнца и т.д. соответственно. 10-й, 3-й, 28-й, 15-й, 5-й, 27-й и 20-й градусы указанных выше знаков являются местами глубокой экзальтации для Солнца и т.д. соответственно. Седьмые от них по счёту – знаки и градусы падения для тех же планет.

Всюду в трактате, где упоминается последовательность планет ("Солнце и т.д. соответственно"), имеется в виду порядок планет по управлению днями недели: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн.

Экзальтация (учча) Солнца – в Овне, а его глубокая экзальтация (парамочча) приходится на 10-й градус этого знака. Луна экзальтирует в Тельце и имеет глубокую экзальтацию в 3-м градусе. Глубокая экзальтация Марса – 28-й градус Козерога, парамочча Меркурия – 15-й градус Девы, парамочча Юпитера – 5-й градус Рака, у Венеры – 27-й градус Рыб, у Сатурна – 20-й градус Весов.

В падении (нича) планеты оказываются, когда находятся в знаках, противоположных экзальтации, а в глубоком падении (параманича) – когда находятся точно в градусах, противоположных глубокой экзальтации. Эта система экзальтаций и падений в целом совпадает с системой эллинистических астрологов, за двумя исключениями: Солнце, согласно греческим текстам, экзальтирует в 19-м градусе Овна, а не в 10-м, тогда как Юпитер экзальтирует в 15-м градусе Рака, а не в 5-м. Д.Пингри отмечает: не исключено, что такое искажение появилось в индийских текстах в результате ошибки переписчика.

14. Первая навамша кардинальных, средняя навамша фиксированных и последняя навамша мутабельных знаков обозначаются термином варготтама.

Лев, Телец, Овен, Дева, Стрелец, Весы и Водолей являются мулатриконами для Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры и Сатурна соответственно.

Варготтама (“наилучшая варга”) – это ситуация, когда планета или Асцендент находится в одном и том же зодиакальном знаке и в карте навамши, и в раши (т.е., если пользоваться современной западной терминологией, когда положение по знаку совпадает в картах первой и девятой гармоники). Варготтама считается благоприятным фактором, сходным по своему действию с положением планеты в своей обители. Варахамихира обращает внимание читателя на то, что варготтаму можно вычислить следующим образом: это 1-я навамша в любом из кардинальных знаков, 5-я навамша в фиксированных знаках и последняя, 9-я навамша мутабельных знаков.

Мулатрикона (от moola - "основной, истинный, решающий" и thrikona - "тригон") – это особое эссенциальное достоинство планеты, которое считается даже более сильным, чем экзальтация. Хотя Варахамихира пишет, что Солнце имеет мулатрикону во Льве, знаке своей обители, ни одна планета не может одновременно находиться в обители и мулатриконе. Аналогично, хотя Луна имеет мулатрикону в Тельце, знаке своей экзальтации, ни она, ни другая планета не может одновременно находиться в экзальтации и мулатриконе. Дело в том, что в индийской астрологии лишь часть зодиакального знака считается местом мулатриконы, тогда как остальная часть будет местом экзальтации или обители. В другом своём трактате, “Лагху-джатака”, Варахамихира объясняет это в деталях:

Солнце имеет мулатрикону в первых 20-ти градусах Льва, и лишь последние 10 градусов этого знака образуют обитель Солнца.

Луна имеет экзальтацию в трёх первых градусах Тельца, тогда как остальные 27 составляют мулатрикону Луны.

Марс имеет первые 18 градусов Овна в качестве мулатриконы и последние 12 градусов в качестве обители.

Меркурий экзальтирует в первых 15-ти градусах Девы, имеет мулатрикону с 16-го по 20-й градус Девы, а его обитель формируется последними десятью градусами этого знака.

У Юпитера первые 13 градусов Стрельца – это мулатрикона, а оставшиеся 17 – обитель.

Венера находится в мулатриконе в первом деканате Весов, а в обители – в остальных 20 градусах знака.

Сатурн имеет мулатрикону в первых 20-ти градусах Водолея и обитель – в последнем деканате данного знака.

Некоторые индийские астрологи используют другие варианты. Так, иногда мулатрикону Юпитера ограничивают лишь первыми 10-ю (ещё реже 5-ю) градусами Стрельца, мулатриконе Марса отводят первые 12° Овна, а мулатрикону Венеры распространяют на всю первую половину (или на первые 20°) Весов.

15. Двенадцать домов от Асцендента (Лагны) имеют следующие названия: 1) Тхану - Тело; 2) Кутумба - Семья; 3) Сахотха - Брат; 4) Бандху - Родство ; 5) Путра - Ребёнок; 6) Ари - Враг; 7) Патни - Жена; 8) Марана - Смерть; 9) Шубха - Счастье; 10) Аспада - Положение; 11) Аайя - Прибыль; и 12) Рипха - Потеря.

Упачайями являются 3-й, 6-й, 10-й и 11-й дома от Асцендента, тогда как остальные являются Апачайями. Некоторые говорят, что эти [соответствия] не должны считаться неизменными.

Каждый дом гороскопа описывает свою сферу жизни, которая и отражена в названии. Так, первый дом описывает внешний вид и физическое тело человека; второй дом – семейную жизнь человека; третий дом – братьев и сестёр; четвёртый дом – мать; пятый – детей; шестой – врагов; седьмой – супружескую жизнь и жену (мужа); восьмой – причины и обстоятельства смерти; девятый – удачу; десятый – общественное положение и профессию; одиннадцатый – прибыль и доходы; двенадцатый – материальные потери и расходы.

Упачайя – это дома прироста и улучшения. Считается, что злотворные планеты обретают в этих домах способность действовать благоприятно. Однако последователи Гарги (его цитирует Бхаттотпала в своём комментарии) отмечают, что это не всегда так – следует рассматривать конкретные расположения домов и планет, которые могут модифицировать данное правило.

16. Калья (сила), Сва (богатство), Викрама (отвага), Гриха (дом), Пратибха (ум), Кшата (раны), Читтхотха (любовь или порождения ума), Рандхра (несчастные случаи), Гуру (наставник), Мана (уважение), Бхава (домашные хлопоты), Вьяя (потери) – это названия восходящего, второго, третьего и т.д. домов соответственно. Четвёртый и восьмой дома от Асцендента обозначаются термином Чатурашра, седьмой носит название Дьюна, а десятый – Агнья (приказ).

Эта станца продолжает перечисление значений двенадцати домов гороскопа. Так, 1-й дом описывает не только тело человека, но и его силу и здоровье; 2-й дом связан не только с семьёй, но и с деньгами, способностью человека зарабатывать себе на жизнь; 3-й дом – это ещё и дом храбрости, решительности и выносливости; 4-й дом описывает окружение человека, в котором он живёт, его собственный дом и землю; 5-й дом – дом интеллекта, врождённой мудрости; 6-й дом обозначает болезни и ранения; 7-й – взаимодействие с другими людьми и сексуальные контакты; 8-й – несчастья и неприятности; 9-й – духовное развитие и наставников; 10-й – репутацию и уважение (или неуважение) со стороны других; 11-й – старших братьев и сестёр; 12-й – траты.

Чатурашра – от санскр. «четырёхугольник».

Дьюна – от греч. dunon, «заход (Солнца)».

17. Слова “кантака”, “кендра” и “чатустайя” обозначают угловые дома, а именно 7-й, 1-й, 4-й и 10-й. Нара-раши (человеческие знаки, букв. “мужские”) – это Близнецы, Дева, Весы, первая половина Стрельца и Водолей; они приобретают силу, когда являются восходящими. Джалачара-раши (водяные знаки) – это Рак, Рыб и вторая половина Козерога; они обретают силу в 4-м доме. Кита-раши (Скорпион) становится сильным в 7-м доме, а Пасу-раши (четвероногие знаки) – Овен, Телец, Лев, вторая половина Стрельца и первая половина Козерога – становятся могущественными, когда они становятся 10-м домом.

Кантака – «острие», буквальный перевод греческого названия угловых точек гороскопа: kentron – “острие; острие циркуля; место, где стоит ножка циркуля при описании круга; средоточие, центр”. От этого греч. слова происходит лат. «centrum» и рус. «центр». Кендра – транскрипция греч. kentron. Чатустайя – «четыре места».

18. Те дома, что следуют за угловыми, называются “панапара”, а те, что следуют за панапарами, обозначаются как “апоклима”. Слова Хибука, Амбу, Сукха и Весма обозначают 4-й дом, Джамитра обозначает 7-й, Сутхабхам и Трикона указывают на 5-й, Мешурана и Карма – это имена для 10-го.

Большинство приведённых названий являются искажениями соответствующих греческих астрологических терминов: Панапара – от греч. Epanaphora (последующий дом, букв. "восходящий вслед"), Апоклима – греч. Apoklima (падающий дом, букв. “падение”), Хибука – от греч. Hypogeion (IC, "подземная опорная точка"), Джамитра – от греч. Diametros (DSC, букв. “диаметр”), Трикона – от греч. Trigonon (тригон, букв. “треугольник”), Мешурана – от греч. Mesourania (МС, букв. “середина неба”).

Карма – санскр. букв. “работа”.

19. Если господин рождения, Юпитер или Меркурий занимают или аспектируют восходящий знак, он становится наиболее могущественным. Если другие планеты занимают или аспектируют его, он будет не настолько силён. Все знаки в кендрах являются сильными. Знаки в панапарах – средней силы, а в апоклимах – лишены силы. Двуногие знаки сильны днём, четвероногие знаки – ночью, а Кита-раши – во время обоих сумерек.

Измерение знаков от Овна до Девы включительно даёт, соответственно, 5 – 6 – 7 – 8 – 9 и 10, умноженные на четыре; вторая половина [Зодиака] от Весов до Рыб – в обратном порядке.

Третий дом называется Душчикья, девятый обозначается как Тапас и Трикона.

Варахамихира пропустил Венеру при перечислении планет, усиливающих знак Асцендента. Другие авторитеты, такие как Гарга и Бадараяна, ясно указывают на большую силу, которую придаёт Венера восходящему знаку.

Двуногие знаки (Двипада-раши) – это Близнецы, Весы, Водолей, Дева и первая половина Стрельца. Четвероногие знаки (Чатушпада-раши) – это Овен, Телец, Лев, первая половина Козерога и вторая половина Стрельца. Кита-раши (санскр. кита – букв. “насекомые”) – это Скорпион, Рыбы, Рак и вторая половина Козерога.

Под «измерением знаков» автор имеет в виду скорость восхождения зодиакальных знаков. Как известно, в северном полушарии дольше всего восходят тропические знаки Девы и Весов, а быстрее всего – Рыбы и Овен. За единицу измерения здесь взяты 4 минуты (т.е. 1° вращения небесной сферы). Так, Овну и Рыбам соответствует число 20, т.е. считается, что каждый из этих знаков восходит в течение 20 х 4 = 80 минут; Телец, как и Водолей, восходит за 96 минут (24 х 4), и т.д. Числа, приводимые Варахамихирой, полностью совпадают с т. наз. «Системой А» вавилонской астрономии. И точно такие же числа приводят греческий астролог 2 в. н.э. Веттий Валент в своей «Антологии» (кн. 1, гл. 6) и индийский астролог 3 в. Сатья (на него ссылается Утпала в своём комментарии). Эти числа затем повторяют и другие индийские астрологи (в частности, Гунакара и Ваидьянатха), хотя такое время восхождения знаков является корректным только для крайней северо-западной части Индии.

Важным фактором, который следует учитывать при использовании данной системы расчёта восхождения знаков, – это то, что она была применима для сидерического Зодиака лишь в ту эпоху, когда он практически совпадал с тропическим Зодиаком. Полное совпадение Зодиаков было во 2 в. н.э. (при жизни Веттия Валента и Яванешвары). К 6-му веку, когда жил Варахамихира, расхождение между Зодиаками было менее 4° и поэтому ещё не очень влияло на результат расчётов. Однако в современную эпоху, когда сидерический Зодиак расходится с тропическим почти на целый знак, использование этой системы даст уже совсем неверную скорость восхождения знаков.

20. Кроваво-красный, белый, зелёный, беловато-красный, дымчатый, пёстрый, чёрный, золотой, красновато-жёлтый, беловато-жёлтый, темновато-белый и цвет рыбы – это цвета Овна и прочих знаков по порядку.

Знаки планет имеют “впадину” (Плава) в направлении своих управителей. Второй знак от Солнца становится Васи.

Б.С.Рао отмечает, что Марс правит югом, поэтому управляемые им знаки Овна и Скорпиона становятся “впадиной” для южного направления. Венера правит юго-востоком, поэтому для юго-востока Плава – это Телец и Весы. Знаки Меркурия (Близнецы и Дева) являются Плавами для северного направления. Знаки Юпитера (Стрелец и Рыбы) – “впадины” для северо-востока. Знаки, управляемые Сатурном (Козерог и Водолей) – Плавы для запада. Лев, знак Солнца – “впадина” для восточного направления. Наконец, Рак, управляемый Луной, - Плава для северо-запада. Эта классификация может быть полезна при поиске пропавший вещей, для преследования воров или для вычисления того направления военных атак, которое принесёт успех правителю и поражение его врагам.

Второй знак от Солнца, т.е. следующий за солнечным знаком, называется Васи (от греч. phasis). Если этот знак восходит (т.е. если Солнце оказывается в 12 доме от Асцендента), такая комбинация считается наилучшей для всех дел, связанных с путешествиями.


Перейти к следующей главе

Перейти на оглавление книги


Обсудить на форумах A*R*G*O


Первоисточники > Труды

На титульную страницу


TopListbe number one