ФРЭНСИС БЭКОН

"О достоинстве и преумножении наук"

Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) достиг при жизни того, о чём многие могут только мечтать. Он прославился и как философ, родоначальник "опытной науки", и как писатель, и достиг высочайшего государственного поста - в 1617-21 гг. (при Якове I) он был лордом-хранителем печати и лордом-канцлером Англии! Но мало известно, что основатель английского материализма и методологии опытной науки всю жизнь очень интересовался астрологией. Более того, несмотря на его философские и научные позиции (а может быть, благодаря им?), Бэкон считал астрологию наукой, у которой много возможностей для развития. Он признавал, что эта средневековая наука полна суеверий, но считал, что она может быть проверена и очищена. Данному вопросу и посвящены приводимые ниже фрагменты из фундаментальной работы Бэкона "О достоинстве и преумножении наук".

 

Книга третья

Из Главы IV.

Астрология же полна всяческих суеверий, так что едва ли в ней можно обнаружить хоть что-нибудь здравое. И всё же мы считаем, что её скорее следует очистить от всего ложного, чем полностью отказываться от неё. ...Мы же считаем астрологию отраслью физики и не придаём ей большего значения, чем это допускает разум и очевидные факты. ...Сколь беспочвенным оказывается измышление о том, что отдельные планеты поочерёдно царят во Вселенной по часу, так что на протяжении двадцати четырёх часов они трижды занимают это положение, не считая трёх остающихся часов. Однако именно это измышление породило у нас разделение недели на семь дней (существующее издавна и получившее широкое распространение), что очевиднейшим образом явствует из чередования дней, так как в начале каждого следующего дня всегда царствует планета, занимающая четвёртое место за планетой предыдущего дня, поскольку существуют те три остающихся часа, не входящие в общий счёт. Далее, мы без всяких колебаний отвергаем как пустую выдумку учение о гороскопах и о распределении "домов" - самое большое наслаждение всей астрологии, настоящую небесную вакханалию. ...Далее, мы считаем, что знаменитые фатальные предопределения, будто бы час рождения или зачатия определяет судьбу плода, час начала предприятия - удачу этого предприятия, час исследования - его успех, одним словом, учения о предопределении рождения, выбора и исследования и тому подобные пустяки в значительной мере лишены серьёзных и прочных оснований и легко могут быть опровергнуты и разбиты с помощью физических доказательств. ...Мы считаем, что из всего принимаемого нами наиболее разумным по сравнению с остальным является учение о циклах. Но пожалуй, будет лучше всего установить известные правила, с помощью которых мы могли бы оценивать астрологическую науку, чтобы сохранить полезное и отбросить пустое. Первым правилом пусть будет то, о котором мы уже упоминали раньше: следует сохранить учение о больших циклах и отбросить учение о гороскопах и "домах". Первые подобны большим метательным орудиям, способным поражать цель издалека, вторые же - лукам, стрелы которых не могут преодолеть большого расстояния и нанести сильный удар. Второе правило: небесные явления способны оказывать воздействие не на любое тело, а только на тонкое, такое, как мокроты, воздух, жизненный дух, при этом, однако, мы исключаем действие солнечного тепла и тепла других светил, которое, вне всякого сомнения, распространяется и на металлы, и на другие ископаемые. Третье правило: всякое действие небесных явлений распространяется скорее на массы вещей, чем на отдельные тела; однако косвенным путём оно распространяется и на предметы, на те из всех индивидуумов одного и того же вида, которые оказываются наиболее доступными этому воздействию и подобными мягкому воску, так зараза, распространённая в воздухе, поражает тела, неспособные к сопротивлению ей, и обходит тела, обладающие большей сопротивляемостью. Четвёртое правило близко к предыдущему: всякое воздействие небесных явлений распространяется и осуществляется не в какой-то момент времени или в небольшие его промежутки, но в течение длительного времени. Поэтому предсказания температуры на год могут оказаться правильными, попытки же предсказать её на каждый отдельный день с полным основанием считаются несерьёзными. Наконец, последнее правило, которое, кстати, всегда встречало одобрение наиболее разумных астрологов, состоит в том, что светила не обладают никакой силой фатальной необходимости и скорее предрасполагают к какому-то результату, чем насильственно приводят к нему. Прибавим к этому ещё одно соображение (и это совершенно ясно покажет, что мы не отказываемся полностью от астрологии, если только она будет реформирована): нам представляется несомненным, что небесные тела обладают и некоторыми другими формами воздействия кроме излучения тепла и света, которые, однако, могут подчиняться только тем правилам, которые мы перед этим привели. Но всё это глубоко скрыто в тайниках природы и требует более подробного исследования и обсуждения. Таким образом, мы, основательно взвесив всё сказанное, считаем, что астрология, реформированная на основе выдвинутых нами принципов, должна получить дальнейшее развитие; и, подобно тому как мы назвали основанную на принципах физики астрономию живой астрономией, так и астрологию, подчиняющуюся тем же самым принципам, мы хотим назвать "здравая астрология". ...Прежде всего здравая астрология должна включить в себя учение о смешении лучей, сближениях, противостояниях и иных сопряжениях и отношениях планет. К этому же разделу астрологии, изучающей смешение лучей, мы относим также учение о прохождении планет через знаки Зодиака и расположение их под этими знаками, ибо расположение планеты под тем или иным знаком Зодиака есть некое сближение со звездой, находящейся под тем же знаком. Более того, следует отмечать не только сближения, но и противостояния и прочие формы сопряжения планет со звёздами, расположенными под соответствующим знаком, что до сих пор почти никогда не делалось. Изучение же взаимодействия лучей неподвижных звёзд, хотя и полезное для познания механизма Вселенной и природы лежащих под ними областей, не имеет никакого значения для предсказания будущего, ибо эти звёзды никогда не меняют своего места. Во-вторых, в астрологию должно быть включено изучение приближений отдельных планет к точке зенита или удалений от неё в зависимости от той или иной широты. Ведь отдельные планеты, подобно Солнцу, имеют своё лето и свою зиму, во время которых они в зависимости от своего положения относительно точки зенита производят более сильное или более слабое излучение. Во всяком случае у нас не вызывает ни малейшего сомнения, что Луна, находясь в созвездии Льва, оказывает более сильное воздействие на земные тела, чем находясь в созвездии Рыб. Дело, конечно, не в том, что Луна, находящаяся в созвездии Льва, действует на сердце, а в созвездии Рыб - на ноги, как об этом болтают. Причина более сильного её воздействия - её приближение к точке зенита и к большим звёздам, т.е. совершенно то же самое, что происходит и с Солнцем. В-третьих, астрология должна включить и учение об апогеях и перигеях планет, выяснив должным образом, какое действие оказывает сила планеты сама по себе и какова её зависимость от близости планеты к Земле. Ведь планета в апогее, т.е. в своей высшей точке, более активна сама по себе, в перигее же, т.е. в низшей точке, она способна сильнее влиять на земные тела. В-четвёртых, она должна вообще включить все остальные акциденции движения планет, к числу которых относятся ускорения и замедления в движении отдельных планет, продвижения вперёд, прекращения движения (stationes), движения назад, сюда же нужно отнести и расстояния от Солнца, вспышки, усиление и ослабление свечения, затмения и т.п., ибо всё это в конечном счёте теми или иными путями влияет на увеличение и ослабление излучения планет. И вообще все перечисленные четыре пункта относятся к области излучения небесных светил. В-пятых, астрология должна включить в себя всё, что так или иначе может раскрыть и показать природу как движущихся, так и неподвижных светил в их сущности и присущей им активности, т.е. исследование их величины, цвета, облика, сверкания и вибрации света, положения относительно полюсов или экватора, определение их созвездий (asterismi), определение того, какие звёзды расположены преимущественно группами, какие - поодиночке; какие звёзды расположены выше, какие - ниже; какие из неподвижных звёзд находятся на путях Солнца и планет, т.е. в пределах пояса Зодиака, а какие - вне его; какая из планет движется быстрее, какая - медленнее; какая планета движется по эклиптике, какая отклоняется от неё; какая планета может двигаться в обратном направлении и какая не может; какая может удаляться на любое расстояние от Солнца, какая всегда находится от него на одинаковом расстоянии; какая движется быстрее в апогее, а какая - в перигее. Наконец, изучение аномалий Марса, отклонений Венеры и удивительных испытаний и претерпеваний, неоднократно наблюдавшихся и на Солнце, и на Венере, и некоторых других вещей. И самое последнее - астрология должна включить в себя и традиционные представления об особой природе и склонностях каждой планеты и неподвижных звёзд: в этом вопросе исследователи обнаруживают удивительное согласие, и поэтому не следует легкомысленно отбрасывать такого рода представления, за исключением, разумеется, тех случаев, когда они вступают в явное противоречие с физическими законами...

Здравая астрология может быть использована с известным доверием к ней для предсказаний и более осторожно - для обоснования выбора (и то и другое, разумеется, в определённых границах). Можно предсказывать появление комет (что по нашему мнению вполне вероятно) и всякого рода метеоров, разливы, засухи, жару, гололёды, землетрясения, наводнения, извержения вулканов, бури и ливни, различную температуру в течение года, чуму, эпидемии, урожай и неурожай, войны, восстания, расколы, переселения народов, наконец, любые более или менее значительные движения или изменения как природного, так и общественного характера. ...Не следует полностью отвергать и возможность предсказания выбора, однако здесь следует быть ещё более осторожным. ...При этом следует постоянно иметь в виду, что надёжный выбор возможен только в тех случаях, когда сила влияния небесных тел не исчезает внезапно, а действие тел, испытывающих это влияние, подобным же образом не завершается мгновенно. ...Мысль же о возможности предсказания и выбора точного момента времени должна быть, безусловно, отброшена. ...Существует только четыре способа проложить дорогу к этой науке. Первый - с помощью будущего опыта, второй - с помощью прошлого опыта, затем - путём знакомства с традицией самой науки и, наконец, - путём изучения физических оснований. Что касается будущего опыта, то для того, чтобы накопить здесь достаточно наблюдений, потребуется ещё много веков, так что пытаться высказать об этом какое-то мнение было бы напрасной тратой времени. Что же касается прошлого опыта, то он во всяком случае находится уже в распоряжении человечества, хотя использование его - дело очень трудоёмкое и требует много времени. Ведь астрологи (если бы они хотели укрепить свой авторитет) могли бы, опираясь на достоверные исторические источники, рассмотреть все более или менее значительные события (как, например, наводнения, эпидемии, сражения, восстания, кончины правителей, если угодно, и т.п.) и изучить, как располагались в то время небесные светила, следуя не тонкостям "тем" (т.е. гороскопов), а намеченным нами правилам циклов, чтобы установить определённые законы предсказания в том случае, когда удастся обнаружить очевидное соответствие и согласие между собой событий и положений светил. Несколько слов об использовании результатов старой астрологии. Их необходимо очень тщательно проанализировать и, решительно отбросив всё, что вступает в очевидное противоречие с физическими основаниями, сохранить и упрочить авторитетом традиции всё то, что прекрасно с ними согласуется.

Перевод Н.А.Фёдорова, Я.М.Боровского.

 

Выскажите своё мнение!

 

Исследования в астрологии

Астрологическая библиотека

Вернуться на основную страницу


TopListbe number one