Александр ЖУРАВЕЛЬ

Исторические события как проявления времени
(окончание)

Вернуться на начало работы

V. Соотношение рождения и смерти

До сих пор данные о рождении и смерти исторических лиц использовались в обобщенном виде. Между тем тема их взаимоотношений является не менее интересной. Выше уже было отмечено, что для показателей жизни характерна бoльшая контрастность подъемов и спадов, чем для событий. И, как оказалось, это свойство присуще и соотношению рождения и смерти. Вот как это выглядит в случае с Овном и Весами.


Как нетрудно, заметить, что на обоих графиках линии рождения и смерти очень хорошо согласуются друг с другом: подъемы и спады одной из них практически всегда совпадает с той же фазой или противофазой другой линии. Периоды относительной стабильности на отдельных участках (т.е. там, где величина меняется не более, чем на 1 единицу) - не столь уж часты и скорее всего обусловлены небольшими абсолютными показателями: средние величины Овна и Весов составляют: для рождения - 4.3 и 4.5, для смерти - 3,2 и 3,1[3]. То есть при накоплении большего числа фактов различия скорее всего увеличатся, а не уменьшатся. Тем замечательнее обилие контрастных показателей как отдельно для рождения и для смерти, так и для их взаимодействия.

Если из БД выбрать градусы зодиака, в которых разница между числом рождений и смертей не меньше 3, то получается следующая картина.

Примечание. Выделены курсивом те градусы, показания рождения-смерти в которых контрастируют на 5 единиц и больше.

Первое, что бросается в глаза - необычайное обилие таких контрастных показателей: в Овне и Весах они занимают почти половину всех градусов, а в целом в основном кресте - 40%. В трех знаках переменного креста (Близнецы, Стрелец, Рыбы) таких соотношений - не менее трети, а в целом - 31,7%. Даже "пассивный" в этом плане постоянный крест задействован более, чем на четверть (28,33%). При этом "контрастные" градусы хорошо взаимодействуют друг с другом по крестам, т.е. вновь образуют квадратуры и оппозиции, или же соседствуют друг с другом, т.е. находятся в соединении.

Особое место занимает в этом отношении почему-то 25°: признаком контрастности обладают 10 знаков из 12, и при этом все они дают преобладание рождения над смертью. Особо выделяется здесь постоянный крест: контраст трех его знаков достигает +5 и +6.

Активным себя показывает и 11°: он отмечен во всех 4 знаках основного креста, а также в 2 знаках из 4 в остальных крестах. Однако соотношение рождения и смерти в этом градусе уже неоднозначно: в основном кресте в 3 случаях их 4 (кроме Рака) преобладает рождение; в постоянном кресте - соотношение 1 : 1 (Телец - Водолей), а в переменном - 2 :0 (Близнецы - Рыбы).

Чуть менее активно ведет себя 20°. В трех знаках постоянного креста (Тельце, Льве и Водолее), а также в Раке он дает преобладание смертности, хотя Скорпион, Овен, Весы и Стрелец обладают противоположным свойством.

Соединение также оказывается неоднозначным. В целом чаще соседствующие градусы склонны отражать ту же тенденцию: 23-26° Близнецов больше "любят" рождение, однако предшествующие им 21-22° - почему-то смерть. В Овне 16 и 18° дают смерть, а 17, 19 и 20° - рождение. Животворная тенденция 24, 25, 26° Весов предваряется необычайно высоким (-7) показателем смертности в 23°.

Впрочем, данный градус далеко не "рекордсмен": уникальными в этом отношении оказываются 15° Рака (12:0 в пользу рождения) и 29° Стрельца (1:11 в пользу смерти). На их фоне даже странно выглядят градусы зодиака, в которых суммарное значение рождения и смерти не превышает 2 (18° Близнецов, 2° Рака, 10° Водолея), равны 1 (6° Девы, 22° Скорпиона) и даже нулю (15° Стрельца).

Из знаков зодиака в целом выделяется Скорпион, который, обладая 7 "животворными" градусами, имеет всего один "смертный" градус. Это можно было бы объяснить тем, что в БД сведений о рождении в целом на 28,8 % больше, чем о смерти, однако Телец и Козерог, где общее число градусов рождения и смерти практически одинаково (5 на 5, 5 на 4), говорят скорее в пользу не случайности общей тенденции.

Экстремально высокие показатели одних градусов и экстремально низкие показатели других практически исключают возможность случайной ошибки и заставляют задуматься о причинах столь удивительного явления.

 

VI. "Мистические" совпадения как проявление закономерности

Выше уже приводился непонятный с точки зрения здравого смысла факт неудачного премьерства С.Ю. Витте длиной ровно в 180°. Однако он далеко не единичен. Такого рода странные сближения и совпадения, взятые сами по себе, кажутся чистыми, ничего не значащими случайностями, однако таких фактов обнаружилось слишком много, чтобы ими можно было бы пренебречь.

Вот некоторые примеры.

1. Иногда люди рождаются и умирают в один и тот же или соседний день (градус зодиака). Всего удалось найти 15 таких совпадений, причем почти все люди могут быть легко разделены на две группы: это либо военные, либо литераторы в широком смысле слова.

Военные:

  • Д.П. Неверовский: 21.10/1.11.1771 - 21.10/2.11.1813
  • В.Н. Гордов: 30.11/12.12.1896 - 12.12.1951
  • Ф.И. Голиков: 16/29.7.1900 - 29.7.1980
  • А.А. Горегляд : 17/30.3.1905 - 30.3.1986

Литераторы:

  • Т.Г. Шевченко: 9/21.3.1814 - 10/22.3.1861
  • К.М. Фофанов: 18/30.3.1862 - 17/30.3.1911
  • А.С. Серафимович: 7/19.1.1863 - 19.1.1949
  • М.И. Туган-Барановский, историк, экономист: 8/20.1.1865 - 21.1.1919
  • А.С. Неверов: 12/24.12.1886 - 24.12.1923
  • П.А. Сорокин, социолог: 29.1/10.2.1889 - 11.2.1968
  • Д.Р. Бергельсон: 12.8.1884 - 12.8.1952
  • Н.М. Лукин, историк: 8/20.7.1885 - 19.7.1940
  • Г. Гайданов: 23.11/6.12.1903 - 5.12.1971
  • А.В. Вампилов: 19.8.1937 - 17.8.1972 (26 и 25° Льва)

Политики почему-то в эту категорию почему-то не попали, если не считать политика по необходимости - великого князя Кирилла Владимировича (30.9/12.10.1876 - 13.10.1938), в 1922 г. объявившего себя Блюстителем Престола.

Весьма характерно, что совпадение рождения и смерти происходит независимо от того, как и в каких условиях происходит смерть: раненный в битве под Лейпцигом Д.П. Неверовский умер от гангрены; родившийся в глухой вологодской деревне П.А. Сорокин умер от старости в Винчестере (США); историк Н.М. Лукин и Герой Советского Союза В.Н. Гордов - в заключении; Д.Р. Бергельсон был расстрелян НКВД; А.В. Вампилов утонул в 35 лет в результате несчастного случая. Этому можно привести аналогию из средневековой истории: тверской князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи, родившийся 15.9.1298, был убит в Орде при приказу хана Узбека в день своего рождения - 15.9.1326.

Поэтому есть все основания прибавить к этому списку и поэта Н.А. Клюева, родившегося 10/22.10.1884 и расстрелянного, судя по материалам следственного дела, в промежуток от 23 до 25.10.1937 [24; С. 93]. Учитывая практику органов НКВД, особенно в "горячем" 1937 г., расстреливать по ночам и вышеуказанную закономерность, можно с большой долей предположить, что это было сделано в ночь с 22 на 23.10.1937. Тогда это случай - 16-й.

Такие совпадения достаточно представительны и с точки зрения статистической. На зодиаке, беря за единицу измерения 2° (т.е. отдельно дни рождения и смерти), окажется 180 возможных соотношений Из-за нехватки времени я точно не подсчитывал, но если из 2500 фактов рождения и смерти 2000 являются парными, т.е. характеризуют рождение и смерть 1000 человек, то средний показатель на каждую пару градусов составит 5.56 случаев (1000:180). В данном случае эта норма превышена почти втрое.

2. В связи с этим нельзя просто так отмахнуться от таких странных сближений: два фаворита Елизаветы Петровны Алексей и Кирилл Разумовские родились 17 и 18 (28 и 29) марта 1709 и 1722 гг. Два великих ученых - Николай и Сергей Ивановичи Вавиловы - имели разную судьбу: первый умер в заключении, другой - своей смертью, и произошло это в разные годы, но с разницей в 1 день - 26.1.1943 и 25.1.1951 г. Два декабриста М.А. Бестужев и И.И. Горбачевский родились в один и тоже день - 22.9 (4.10).1800. Спустя 100 лет в один и тот же день (6/19.11.1900) родились два будущих маршала авиации - П.Ф. Жигарев и А.А. Новиков.

3. Очень любопытны следующие подробности. Н.Г. Чернышевского, без суда и следствия осужденного сначала на каторгу, а затем отправленного в ссылку в Вилюйск, революционеры неоднократно пытались освободить. Самая дерзкая попытка почти удалась И.Н. Мышкину, который, одевшись в жандармский мундир, добрался до Вилюйска и потребовал выдать ему содержащегося там государственного преступника. Местный начальник однако заподозрил неладное и задержал Мышкина. Произошло это 12/24.7.1875 г., когда Н.Г. Чернышевскому исполнилось ровно 47 лет!

Революционер С.Г. Нечаев получил широкую известность после того, как организовал и лично участвовал в убийстве члена своей организации Ивана Иванова за то, что отказался беспрекословно выполнять приказы "Комитета", т.е самого Нечаева. Случилось это 21.11/3.12.1869 г. Схваченный за границей, Нечаев был осужден на пожизненное заключение и умер в Петропавловской крепости 21.11/3.12.1882 г., т.е. ровно через 13 лет после убийства Иванова.

Схожий случай произошел и раньше: просветитель Н.И. Новиков 1/12.8.1774 был осужден на 15 лет заключения в Шлиссельбург, а умер 31.7/12.8.1818, т.е. спустя ровно 44 года.

С датой 12 августа связано еще одно сближение. Она соответствует 20° Льва, т.е. попадает в тот градус постоянного креста, где смерти явно преобладают над рождениями. В этот день - 30.7/12.8.1904 - родился Алексей, наследник последнего царя Николая II, расстрелянный вместе с отцом 17.7.1918[4]. Само по себе это было бы мелочью, если бы ранее на точной оппозиции к этой дате, в 20° Водолея, не умерло три (!) русских царя - Алексей Михайлович (29.1/8.2.1676) и два его сына Иван V (29.1/8.2.1696) и Петр I (28.1/8.2.1725).

4. Можно отвлечься от фактов биографических и обратиться к чисто событийной истории, но отделаться от квадратур, оппозиций и соединений не удастся и там.

Два факта из истории Смутного времени XVII в. И.И. Болотников, осажденный правительственными войсками в Туле 30.6/10.7.1607, сдался 1/11.10.1607. Угловое расстояние между этими датами - ровно 90°!

Почти год спустя поляки подошли к Троицкому монастырю, начав долгую (до января 1610) и безуспешную его осаду. Только вот почему они сделали именно 23.9/3.10, т.е. в годовщину смерти его основателя Сергия Радонежского (25.9/3.10.1392)?

Битва при Лесной (28.9/9.10.1708), по словам Петра I, "мать" Полтавской победы, отстоит от своей "дочери", т.е. от 27.6/8.7.1709, ровно на 9 месяцев, образуя с ней почти точную квадратуру (17° Весов - 16° Рака).

Восстание декабристов 14/26.12.1825 приходится на 5° Козерога, попадая в зону основного креста, в целом не отличающуюся высокой активностью. Однако пребывание его там, столь не "солидное" для его высокого статуса, окажется вовсе не случайным, если посмотреть на общую расстановку событий в кресте: в 5° Овна 15/25.3.1650 началось восстание в Новгороде, в 5° Рака - восстание на броненосце "Потемкин" (14/27.6.1905), в 5° Весов - восстание Е.И. Пугачева: именно 16/27.9.1773 он публично объявил себя чудом спасшимся царем Петром III.

Наконец, последние два примера, связанные на этот раз не только с Солнцем, но и с Луной.

В ходе почти непрерывно ведущихся во второй половине XVIII в. русско-турецких войн русские войска одержали немало побед, среди которых видное место занимают битвы при Кагуле и Фокшанах. Разделяет их ровно 19 лет: состоялись они 21.7/1.8 соответственно 1770 и 1789 гг. Но 19 лет - это полный Метонов цикл, а значит, в момент этих сражений положение не только Солнца, но и Луны на зодиаке было одинаковым! Учитывая, что среднесуточное движение Луны по зодиаку составляет более 12 градусов, достаточно было всего одного дня, чтобы такого удивительного совпадения не состоялось.

19 августа 1991 г. ровно в 4 часа утра в войска был отправлен приказ начать движение на Москву, и "процесс", т.е. заговор ГКЧП, пошел. В это время, как и полагается, Солнце, Луна и все прочие планеты Солнечной системы заняли свои места на зодиаке - Луна, в частности, оказалась в 15°54'45" Стрельца. Такая дотошность не окажется лишней, если вспомнить последующее вскоре событие - соглашение в Беловежской пуще об упразднении СССР: оно было подписано 8 декабря в 14 часов 12 минут местного времени. Солнце в этот момент стояло … в 15°54'22" Стрельца, т.е. там, где в начале путча находилась Луна.

Почему это соглашение подписали именно в это время, а не несколькими часами раньше или позже??? Солнце по крайней мере успело бы отойти на десяток минут от этой "роковой" точки… Приведенные примеры можно толковать так, что на события какое-то - и при том весьма существенное - влияние оказала Луна. От этих примеров было бы легко отмахнуться, если бы не огромный материал, собранный наукой за последние два века, доказывающий, что Луна способна оказывать очень серьезное влияние на психическое и физиологическое состояние людей [13]. В этом контексте указанные выше странные факты нуждаются в серьезной проверке и дальнейших исследованиях.

 

VII. Что это все значит?

Итак, что может означать описанный выше феномен? Если это общий вопрос конкретизировать, то можно задать целый ряд подвопросов, одни из которых будут носить уточняющий, аналитический характер, другие - характер синтетический, направленный на выяснение сути явления.

Вопросы первой группы:

  1. Так что же все-таки - градусы зодиака или дни - являются основными "ячейками" временной шкалы, порождающими явления истории?
  2. Нельзя ли продолжить членение дня и градуса на составляющие? То есть день в принципе можно разделить на часы и минуты (а может, даже на секунды!?) и попытаться проверить, не будут ли образовываться сгустки событий по часам и минутам. Кроме того, можно вспомнить древний принцип деления суток на день и ночь, а также применить использовавшееся в древнюю и средневековую эпохи деление на "косые" часы (день и ночь по отдельности делились на 12 частей вне зависимости от времени года, так что летом дневные часы достигали 16-17 современных, средних часов, а зимою сокращались почти до получаса). Точно так же градус зодиакальной шкалы возможно разделить на минуты и секунды.
  3. Что следует понимать физически под днем или градусом? Здесь ведь возможны два варианта - гео- и гелиоцентрический. В первом случае - это отрезок на небесной сфере Земли, который Солнце успевает преодолеть за период своего оборота вокруг своей оси (это люди могут наблюдать непосредственно); во втором - отрезок земной орбиты вокруг Солнца (это чисто математическая модель, хорошо работающая на практике).
  4. Почему прохождение Солнца по одной и той же точке зодиака (наступление одного и того же дня) порождает исторические явления не постоянно, а время от времени? Сам период активности одних и тех же дней (градусов зодиака) носит явно пульсирующий характер: дни (градусы зодиака) - это своего рода вулканы, которые некоторое число лет ведут себя очень активно, потом "засыпают" на десятилетия, а то и столетия, чтобы затем вновь решительно заявить о себе. Только вот вулканов этих - 360 (или 365), и наслоения их лавы очень неравномерны. А если так, то дело не в Солнце как таковом: оно в лучшем случае - лишь один из факторов, порождающих события. Но в чем тогда заключаются тогда эти другие факторы?

Вопросы второй группы:

  1. 1. Вправду ли дни и градусы порождают исторические явления? Если первопричина заложена в самом дне или градусе, значит, они оказываются своего рода "хрононами", квантами времени, которые под воздействием каких-то неведомых сил иногда "включаются" и создают то, что люди осмысливают как факты истории. Но тогда - каких именно сил?
  2. 2. Если дни и градусы зодиака членимы на составляющие и в это же время в своей совокупности образуют более крупные величины (месяц и год; знак зодиака, период полного обращения Солнца по зодиаку), то с теоретической точки зрения принятие за точку отсчета именно дня (градуса) и определение его как "хронона" оказывается достаточно произвольным: почему бы не взять за "первокирпичик" мельчайшую единицу - минуту или наоборот отталкиваться от более крупной величины - года, повторения которой, являются основной мерой времени в обычной человеческой жизни, а в науке берется за основу при измерении больших расстояний?
  3. 3. Может быть, дело не в Солнце как таковом и не в земной орбите (если понимать ее не как условную линию в космической пустоте, а как некую физическую реальность, свойства которой нам пока что не известны), а в их непосредственном взаимодействии? Тогда изучение истории может стать одной из реальных возможностей изучения этой пока не известной науке "материи" и в будущем может принести вполне осязаемые результаты.

К сожалению, на большинство поставленных выше вопросов нельзя сейчас дать четкого ответа. Однако сразу необходимо сказать, что увлекаться членением дня или градуса вряд ли стоит. Этому прежде всего препятствует уровень исторических знаний на нынешний момент и сам характер исторических источников. Во-первых, очень многого, что имеется в исторических источниках, историки просто не освоили и вряд ли многое освоят в ближайшем будущем, если отношение к теме хронологии радикально не изменится. Во-вторых, источники очень часто не фиксируют даже сами исторические события, не говоря уже о точном их времени. В-третьих, иногда крупное явление складывается из множества мелких событий, среди которых нет явного лидера, так что бывает - даже при самом полном документальном освещении явления - крайне трудно выделить из нескольких дней или часов тот конкретный момент, который оказался ключевым с точки зрения целого. Попытки исследователя решить проблему силовым образом, т.е. на основе каких-либо теоретических, идеологических и т.п. соображений, приведет только к произволу и ошибкам. Поэтому безопаснее, вглядевшись в подробности, т.е. в часы и минуты, все же вернуться к средней шкале, т.е. к тем же дням и градусам. В этом отношении более интересной и скорее всего более продуктивной окажется изучение градации день-ночь, которая, с одной стороны, является достаточно обобщенным, а с другой стороны, более дробным делением исходной шкалы.

 

VIII. Цикл солнечной активности и астрологическое обоснование феномена

В современной науке наибольшим приближением к заявленной теме является, видимо, подход А.Л. Чижевского [27; 28], который в нашей стране получил признание лишь в последние десятилетия, а на протяжении почти всей жизни числился по разряду мракобесия, возрождающего лженауку астрологию.

А.Л. Чижевский обнаружил, что цикл солнечной активности, выражающийся в значительном повышении пятен на поверхности Солнца, равный в среднем 11,1 годам, в целом хорошо соответствует динамике многих исторических процессов как чисто природного (эпидемии, эпизоотии), так и социального (войны, восстания, массовые психозы) происхождения. Исследования солнечного цикла, начатые Чижевским в первой трети XX в., были продолжены после его смерти в 1964 г. и в целом подтвердили правомерность его подхода.

С такой точки зрения, периодичность включения Солнца в те или иные дни (градусы зодиака), порождающего исторические события, может быть отчасти объяснена тем, что это совпало с циклом солнечной активности. Так, например, оказывается, что в эпоху перестройки значения числа Вольфа (показателя солнечной активности) были экстремальными 20 января 1990 (W=327), т.е. в день ввода войск в Баку; и 23 августа 1991 гг. (W=300), т.е. в момент развязки путча [16].

Однако здесь есть свои "но". Во-первых, пики и спады солнечной активности далеко не всегда совпадают с историческими событиями, а если и совпадают, то не всегда соответствуют их значению с точки зрения исторической: например, значимость путча существенно выше, чем событий в Баку, однако произошел он при меньшей солнечной активности. Во-вторых, не понятно, каким образом активность Солнца соотносится с определенной страной: почему событие, связанное с данной "вспышкой" на Солнце, происходит в России, а не в Эфиопии или Бразилии? То есть активное Солнце если и влияет на событие, то не создает его, а играет в лучшем случае роль спускового крючка там, где курок взвели заранее. В-третьих, ссылкой на солнечные циклы вряд ли можно объяснить происхождение квадратур и оппозиций, что образуют между собой сгустки исторических событий на зодиакальной шкале.

Тем не менее значимость солнечного цикла гораздо важнее, чем это может показаться, если исходить только из вышесказанного. Суть состоит в том, что цикл этот на самом деле является не только, а может быть, даже не столько солнечным. Еще в XIX в. было замечено, что 11-летний цикл солнечной активности удивительно точно согласуется с периодами обращения ряда планет Солнечной системы вокруг Солнца, и потому это обстоятельство признавалось одним из факторов, влияющих на появление солнечных пятен, но толковалось механически: планеты, вступая в соединения, вызывают на поверхности Солнца приливы, подобные тем, что создает на Земле Луна. Во второй половине XX в. эта тема стала углубленно изучаться рядом исследователей (в частности, Дж. Нельсоном, Дж. Близзардом и др.) [40], которые экспериментально установили взаимосвязь между изменениями солнечных излучений, влияющих на ионосферу Земли, и движением планет Солнечной системы. Не так давно немецкий ученый Т. Ландшайдт, работающий в Канаде, очень подробно и тщательно проанализировал взаимодействия планет Солнечной системы с Солнцем и пришел к выводу, что дело не сводится только к соединениям планет, что алгоритмы солнечной активности зависят прежде всего именно от конфигурации планет Солнечной системы в целом [19; 35; 36; 8].

Основные планетные циклы таковы:

Стоит отметить, что величина солнечного цикла реально колеблется в точках своего минимума от 8,5 до 14 лет, и потому разные исследователи определяют его среднее значение по-разному. Если принять за актуальный интервал приводимые А.Л. Чижевским цифры - от 11,02 до 11,4 года [28, С. 392; 29, С. 69-70], то 16 солнечных циклов окажутся равными промежутку от 176,32 до 182,4 года. С этим интервалом неплохо соотносится целое число обращений Сатурна и Юпитера вокруг Солнца:

Удивительную гармонию планетарных циклов с циклом солнечной активности естественнее всего толковать именно так: влияние Солнца на Землю в каждый данный момент времени - разное прежде всего потому, что постоянно изменяется характер воздействия на Солнце планет Солнечной системы.

Но на Землю планеты способны воздействовать и непосредственно. Т. Ландшайдт в этой связи указывает на ряд синодических циклов, т.е. циклов, складывающихся относительно Земли (как они видятся земному наблюдателю) и при этом тоже согласующихся с циклами солнечной активности:

Если называть вещи своими именами, факт соответствия цикла солнечной активности с периодами обращения планет является доказательством реальности того фундамента, на котором покоится астрология - дисциплина, в эпоху нового времени низвергнутая с пьедестала науки и занесенная в разряд древних суеверий. В итоге многие замечательные исследователи XX в., в ходе своего научного творчества пришедшие к выводу о серьезности основ астрологии, предпочитали не афишировать этот странный свой интерес (например, психолог К.Г. Юнг [30; 5]).

Обоснование астрологии вовсе не входит в мою задачу, однако я вынужден коснуться этого вопроса хотя бы потому, что явление, которому посвящено исследование и которому не находится адекватного объяснения с точки зрения академической науки, в рамках астрологии не просто объяснимо, но даже совершенно естественно.

Итак, что общего и что отличного имеется в современной науке и в современной астрологии? Общим прежде всего является астрономическая основа астрологии: расчетный блок, которым пользуются астрологи, полностью основан на данных современной астрометрии. Практически все современные компьютерные астрологические программы умеют рассчитывать не только параметры планет и астероидов Солнечной системы, но являются полноценными астрономическими программами, т.е. рисуют карту звездного неба, имеют каталог звезд с основными их данными. Таким образом, гороскопы, которые строят астрологи, представляют собой модели Солнечной системы, построенные для данного времени и данной точки земной поверхности, и никаких противоречий с данными современной науки в этих моделях нет. Кроме того, в последние годы астрологи начали работать не только в традиционной геоцентрической, но и гелиоцентрической системе координат [9].

Современную науку отталкивает от астрологии прежде всего ее стремление толковать гороскопы с целью спрогнозировать будущее тех, для кого эти гороскопы составлены. Если же вынести за скобки эту спорную прогностическую сторону астрологии, а посмотреть на ее основы, то значительная часть противоречий снимется сама собой.

Дело в том, что наука в ходе своего внутреннего развития - часто независимо от субъективных устремлений самих исследователей - сама идет навстречу астрологии. Помимо Т. Ландшайдта, много и плодотворно работающего на стыке астрологии и астрономии, хотелось бы указать еще на некоторые имена и явления.

1. Прежде всего не могу не процитировать написанные примерно 70 лет назад, но полностью сохранившие свою актуальность слова А.Л. Чижевского:

"Нужно быть достаточно наивным, чтобы воображать, что современный человек дошел до последнего слова науки и философии и что будущее человечество успокоится до скончания мира на идеях нашего времени. (…) И кто осмелится утверждать, что, претерпев ряд преобразований, человеческая мысль не вернется снова к тем первоначальным философским концепциям, которыми болела на заре истории человечества?

Я далек от того, чтобы защищать астрологию со всеми ее догмами, которыми мы никак не можем хорошенько осмыслить, оставаясь в пределах современной нам науки. (…) Но я могу сказать, что в той правоверной науке, которая преподается с кафедр современных университетов как последнее слово человеческого знания, есть еще больше непонятного, чем в астрологии со всеми ее надстройками и всем мистицизмом. (…)

Что такое мистическая константа h - универсальная постоянная действия в теории Планка, вторгшаяся во все отделы физики? Что такое квант лучистой энергии? Световые кванты Эйнштейна и все сопровождающие их явления? А в теории строения атома - там бездна непонятных явлений, которые мы допускаем как нечто само собой разумеющееся, а на самом деле совершенно непонятное. Физик квантует, получает замечательные результаты, но совсем не понимает, что он делает" [27; С. 504-505].

2. Современные физики научились делать приборы, которые фиксируют излучения, исходящие от планет Солнечной системы. Оказывается, каждая из планет обладает своим диапазоном частот, величина которых несколько изменяется при изменении положения планеты относительно Земли и других планет. Ученые, обнаружившие это, могут свято не верить в астрологию и приходить в ярость от одного этого слова, однако это ничего не может изменить: своими наблюдениями они на уровне физики подтвердили то, что астрологи издревле называли аспектами.

Одним из первых прибор такого типа создал Н.А. Козырев [14; С. 378-379]. Самое замечательное в его новаторских экспериментах состоит, на мой взгляд, в том, что один и тот же прибор, имеющий один и тот же диапазон чувствительности, реагировал и на излучение звезд, и на таяние снега за окном и на распускание яблоневых почек и даже на то, как Николай Александрович читал гетевского "Фауста" [21]. Если столь разные и столь отдаленные в прямом и переносном смысле слова явления природы имеют один и тот же "общий знаменатель", то почему на этом уровне не возможно влияние далеких планет на живые существа, обитающие на Земле? Время, когда наука безнаказанно пренебрегала такими "мелочами", безвозвратно прошло.

3. Нельзя пройти мимо выдающихся исследований Мишеля и Франсуазы Гокленов, которые в 40-е гг. XX в. решили методами математической статистики проверить правомерность астрологии как таковой и в итоге составили более 50 тысяч (!!!) гороскопов на основе записей актов гражданского состояния, собранных во Франции, Италии, Германии, Бельгии, Нидерландах. [10; 11; 31-34].

В обоих случаях обнаружились устойчивые статистически значимые результаты: выявились так называемые "плюс-зоны Гоклена", попадание планет в которые, с одной стороны, обеспечивал профессиональный успех, с другой стороны, оказывался наследственным признаком данного рода. Например, Марс в "плюс-зонах Гоклена" оказывался чаще всего в гороскопах военных и спортсменов-чемпионов, Сатурн - у ученых, Юпитер - у актеров и политиков, что полностью соответствует тем характеристикам, что традиционно наделяет эти планеты астрология [10; 11].

Результаты М. Гоклена, с одной стороны, доказали, что планеты Солнечной системы действительно влияют на земную жизнь, с другой стороны, во многом противоречили классической системе астрологии. За первое его критиковали традиционно мыслящие ученые, за второе - астрологи, но ни те, ни другие не опровергли главных его наблюдений. Более того, Дж. Эдди, Т. Шенкс и некоторые другие продолжили его исследования и подтвердили основные выводы М. Гоклена, а тот же Т. Ландшайдт нашел на основании материалов названных исследователей статистически значимые закономерности для Солнца, Меркурия, Урана, Нептуна и Плутона, т.е. для объектов, для которых М. Гоклену закономерности обнаружить не удалось. По Т. Ландшайдту, эти планеты (включая Солнце) попадают в точки зодиакального круга, кратные соотношениям "золотого сечения" (0,618 и 0,382), если откладывать их относительно так называемых угловых домов (линии математического горизонта, верхней и нижней кульминаций) [19].

Все это заставляет сделать вывод: малые частицы Солнечной системы, которыми являются люди и вообще все живые существа на Земле, не могут не подчиняться ее общим ритмам, и потому сводить все космическое влияние на Землю только к влиянию Солнца было бы неправильно.

Применительно к теме времени это означает, что хотя и используемая людьми шкала времени основана на движении Солнца по эклиптике (или, иначе говоря, вращении Земли вокруг Солнца), светило само по себе не определяет свойства времени: время - это прежде всего изменение состояния Солнечной системы в целом, изменение взаимного расположения всех входящих в ее состав тел. Астрология, ориентированная на отслеживание таких изменений и при этом фиксирующая их относительно конкретной точки земной поверхности, сама по себе является ничем иным, как готовым инструментом для изучения земного времени, и в таком качестве она может и должна стать полноценной наукой.

Итак, каким же образом астрология может объяснить неравномерность распределения исторических фактов по шкале зодиака? Очень просто: с ее точки зрения каждое однажды возникшее существо и явление мира имеет свой гороскоп, т.е. сложившуюся на момент его зарождения конфигурацию планет Солнечной системы, которая вписана в земную систему координат, фиксирующую момент вращения Земли вокруг своей оси.

Основными элементами последней являются так называемые угловые дома, т.е. восходящие и заходящие точки математического горизонта (астрологически - Асцендент (Asc) и Десцендент (Dsc)), а также точки верхней и нижней кульминаций (иначе говоря, точки истинного полудня и истинной полуночи; астрологически - Середина неба (MC) и Небесная глубина (IC)). Каждая такая конфигурация уникальна: она может повториться в некоторых своих деталях, но никогда не повторится полностью.

События жизни данного существа (в данном случае страны по имени "Россия") возникают при взаимодействии элементов натальной карты (т.е. конфигурации планет и домов, возникшей в момент рождения) с текущей конфигурацией планет на зодиаке (транзитной картой). Само взаимодействие определяется аспектами, т.е. угловыми расстояниями между взаимодействующими планетами, сами важными из которых являются те самые углы в 0°, 90° и 180°, что зафиксированы были при описании "сгустков" и "пустот", а также углы в 60° и 120°. Событие (в данном случае историческое событие) должно возникать при одновременном образовании сразу нескольких точных аспектов между несколькими натальными и транзитными планетами. Соответственно этому чем больше таких взаимодействий, тем более значительным должно оказаться событие. И в этом отношении положение Солнца - очень важный, но сам по себе ничего не определяющий показатель. Именно поэтому оно каждый год проходит через один и тот же день, через одну и ту же точку зодиака, но значительные события происходят только иногда.

Тем не менее значительный массив фактов выявил некоторое число точек, где исторических событий происходило больше и они были значительнее, чем в другие дни. С точки зрения астрологии так и должно было быть: сами эти точки должны соответствовать тем, что так или иначе выделены в реально существующем гороскопе России, фиксирующем момент возникновения страны. Неравномерность сгустков также естественна: чем более значительная планета стоит в натальной карте в данном градусе зодиака, тем больше сгусток; соединение планет в соседних градусах зодиака увеличивает сгусток; аспект планеты с другой, стоящей в другом знаке зодиака, способен увеличить оба сгустка. И т.д. и т.д. Вариантов может быть достаточно много, и систематическое их изучение способно принести очень серьезные результаты.

Таков принципиальный подход астрологии, изложенный здесь в предельно упрощенном виде. Но даже в такой форме он выглядит гораздо более емким, нежели то, что может предложить академическая наука, оставаясь на почве тотального неприятия астрологии. Суть в том, что подход этот делает время как таковое главным предметом исследования и при этом рассматривает феномен времени прежде всего с качественной, а не количественной точки зрения.

Именно это обстоятельство во многом и настораживает ученых и шире - воспитанных в рамках современной культуры людей: дата рождения человека, т.е. вроде бы нечто эфемерное и пустяковое, становится для астрологов основой для суждений о характере и будущей судьбе человека. Между тем фиксация любой даты - это фиксация состояния Солнечной системы, ритмов движения составляющих ее элементов, и сопоставление ее с другой датой - это сопоставление с другим состоянием Солнечной системы, и они могут между собой оказаться в одних отношениях созвучными, а в других - противоборствующими. То есть сопоставляются реально не просто две даты, а два разных качества - два разных состояния окружающего нас космоса.

Между тем если признать принципиальную возможность того, что Солнце и Солнечная система в целом способны воздействовать на земные организмы - на физиологические и психические процессы, в них происходящие, то вся "мистичность" астрологии станет просто еще одной плохо изученной научной проблемой [5].

 

IX. Плотность времени и его логарифмическая шкала

В целом место обитателей Земли в Солнечной системе примерно такое же, как место отдельных клеток в целом организме: с одной стороны, жизнь клеток автономна от нашего "Я" (мы не можем впрямую командовать нашими внутренними органами, а тем более клетками); но с другой стороны, жизнь наших органов и клеток зависит от нас - от того, как мы питаемся, как поддерживаем свое здоровье, в какой мере защищаемся от внешних воздействий. То есть целое воздействует на свою часть, создавая для него форму - необходимые, обязательные, объективные условия, и в этих рамках часть свободна и самостоятельна в своих действиях. Точно так же обстоит дело и со временем: время - это ритмы большой системы; они насквозь пронизывают свои многочисленные подсистемы, создавая для них "предлагаемые обстоятельства". В слове "предлагаемые" заключено самое существенное для подсистем: "больших" ритмов на самом деле много, и для каждого отдельного "Я" есть определенный выбор: можно подстроиться под один ритм и его помощью преодолеть или смягчить последствия другого, неприятно или вредно действующего ритма. С точки зрения целого в общем-то все равно, как именно будут подстраиваться под его ритмы множество мелких его подсистем: главное, чтобы не нарушилось общее равновесие.

Отсюда следует, что единицы времени, которые эмпирически выделило человечество в ходе своей жизни, скорее всего не являются простыми подразделениями друг друга: секунда, минута, час, неделя, месяц, год, век и параллельно сосуществующие с ними угловые единицы времени (секунда, минута, градус, знак, зодиак) вовсе не случайно не сходятся абсолютно точно друг с другом. И действительно, неделя и месяц - это порождение лунного календаря: неделя - это цикл изменения фаз Луны; месяц, как красноречиво говорит само его название - это цикл полного их повторения. Для всех народов мира в течение большей части их бытия на Земле он был основной "большой" мерой времени, которая отмечалась с появления молодого месяца на вечернем небе. Приспособление лунных циклов к солнечному календарю, которым мы ныне пользуемся, произошло очень поздно - только в эпоху средневековья и долго сосуществовало с традиционным пониманием этих величин.

А если так, то эти единицы времени самостоятельны по отношению друг к другу и в равной степени являются "хрононами", т.е. именно единицами, а не дробями. Их определенная соразмерность, кстати сказать, вовсе не кратная 10, т.е. числу пальцев на двух человеческих руках, свидетельствует не об их взаимоподчиненности, а об их сосуществовании в рамках одного целого.

Таким образом, жизнь каждого из нас следует на самом деле измерять не только в годах и днях, но всех существующих единицах времени сразу. При этом именно сразу выявятся две закономерности:

1. В течение жизни каждая из мер времени по очереди является ведущей, так что, переходя из возраста в возраст, мы переходим от одной меры времени к другой - от более "быстрой" к более "медленной", и потому субъективно ощущаем, что время движется быстрее, хотя на самом деле все остается примерно таким же, как раньше.

2. Все эти разные единицы времени, сосуществующие в нас, на самом деле являются именно единицами, т.е. величинами, равными друг другу. То есть по абсолютной шкале времени 1 минута=1 часу=1 месяцу=1 году=1 веку[6]. Трудность понимания этой на самом деле простой вещи состоит в том, что в каждый данный момент ведущей является только одна какая-то единица времени, а все прочие изменяют свою размерность - одни сжимаются, уплотняются; другие, наоборот, - выглядят очень большими и бесконечными, как бы "развоплощаются", т.е. лишаются определенности и плоти. Первое превращается в восприятии человека, живущего данной единицей времени и служащей для него эталоном настоящего, тем самым в память, в прошлое; второе - в будущее. То есть если основной мерой является 1 день, то часы превращаются в 0.1, а минуты - 0.01; между тем месяц станет 10, а год - 100. Важно вновь подчеркнуть, что основой этой логарифмической шкалы времени является не десяток в нашем обычном понимании, т.е. не количество пальцев на человеческих руках, а иные величины.

Десятичная система счисления в истории человечества прижилась довольно поздно, и вовсе не случайно что основные единицы счета времени у древних народов были кратны 12 и 60. Достаточно разложить на составляющие величину солнечного года, чтобы увидеть неслучайность появления этих чисел:

365 = 300+60+5 = 60*5+12*5+5 = 12*52+12*5+5.

Математики без труда увидят в этом ряду проявление закономерности и выведут общую формулу. Однако она вряд ли понадобится, поскольку значимый ряд единиц времени не может быть бесконечным: дальше он становится либо слишком мелким (т.е. слишком плотным), либо слишком крупным, а потому бесплотным, обращенным в далекое будущее. Коренная ошибка современного естествознания, на мой взгляд, как раз в том. и состоит, что, механически пользуясь заимствованной из математики усредненной, "инвариантной" шкалой, оно превращает лежащие за рамками нашего восприятия пространства в "бесконечно" большие и в "бесконечно "малые" (в макро- и микромиры). Соответственно этому несоизмеримыми оказываются и времена, в которых живут эти пространства.

Между тем пример с числом 365 приведен для того, чтобы показать две детали: 1) основание "логарифма" времени при переложении сосуществующих временных потоков на одну какую-то шкалу скорее всего не является величиной постоянной; 2) актуальный предел действия этого "логарифма" простирается не далее как на 3 величины в обе стороны от базовой единицы времени. Далее время в восприятии живущего в данной системе координат перестает быть временем и сгущается в вещество или же, наоборот, разрежается, неуклонно стремясь превратиться в "эфир", в "вакуум", в "реликтовое излучение", в "темное вещество" и тому подобные "виртуальные" придумки классической и современной физики.

Отметив, что эти виртуальности существуют только в воображении физиков, но не в действительности, вернемся к теме "сгущения" времени. Представление о том, что основные единицы времени - 1 час, 1 день, 1 месяц, 1 год и т.д. - соразмерны и при этом равны друг другу, возникло еще в первобытности[7] и сложилось как научное представление в эпоху античности, когда различия между математиком, астрологом и астрономом не существовало вовсе, так что любой ученый, занимающийся этими ныне различными областями знаний, был един в трех своих ипостасях. Это представление нашло свое выражение в основных астрологических техниках предсказания, которые основаны на отождествлении 1 градуса с 1 годом жизни (дирекции), а также 1 дня или 1 месяца с 1 годом (прогрессии). В соответствии с этим при построении дирекций гороскоп рождения смещается (по небесному экватору, по эклиптике и т.п.) на число градусов, соответствующих числу прожитых лет, и на основании аспектов, то есть точного взаимодействия элементов натальной и дирекционной карт, выносятся суждения о характере и точном времени событий, происходящих в данный год жизни. Прогрессии строятся несколько иначе: каждые сутки или месяцы, прожитые человеком после рождения, отождествляются с соответствующими годами жизни, и гороскопы, построенные на эти дни, также сравниваются друг с другом. При таких сопоставлениях как раз и выявляется огромное количество тех самых "мистических" совпадений, что были описано выше. Но важнее всего то, что самые существенные события жизни оказываются так или иначе выделенными во всех этих картах. Такая закономерность дает широкие возможности для реконструкции прошлого и в частности возможность по событиям жизни с точностью до минуты определить время рождения человека или иного исторического явления.

Установление истинного соотношения времен, т.е. активного действия каждой единицы времени, для каждого живущего во времени существа позволит создать шкалу времени, где каждому возрасту (если говорить о человеческой жизни) и каждой эпохе (если речь идет об истории человеческих обществ) будет отведено место по их "достоинству". Нынешняя шкала времени, на которую механически "нанизываются" и вся человеческая история, и отдельно взятые жизни людей, на самом деле искажает истинные соотношения. В итоге оказывается, что эпоха первобытности, т.е. детство человечества, охватывает многие тысячи лет, о которых почти ничего не известно, а реальная история творится в течение 3-4 тысячи лет, почему-то резко увеличивая свою интенсивность только в последние 300-400 лет. При этом детство отдельно взятых людей оказывается, напротив, на этой шкале времени очень сжатым, занимая в лучшем случае четвертую часть жизни, причем младенчество, с точки зрения общечеловеческой истории соответствующее огромной по протяженности эпохе первобытного стада, оказывается не просто сжатым, а ужатым до 1-2 лет.

Разумеется, все эти оценки очень приблизительны. Однако важно то, что, руководствуясь таким подходом, их можно уточнить, и от общих рассуждений о природе времени перейти к конкретному изучению его свойств.

Итак, истинная шкала времени является не линейной, а логарифмической [8], которая существует не в абстрактном, бесконечном, т.е. безразмерном пространстве, но в собственных пределах, т.е. как часть в составе целого. Из-за этого сосуществующие потоки (единицы) времени поочередно вступают в действие, сначала развертываясь до своих естественных пределов, а затем сжимаясь, когда их срок проходит. Важно то, что они все вместе в каждое данное мгновение продолжают косвенно действовать: являясь для активного, настоящего времени прошлым или будущим, они создают для него либо "объективные обстоятельства", либо цели, которых надо достичь. Это и создает качество времени в целом, его объем, его плотность, которые изначально, видимо, одинаковы для всех дней года (всех градусов зодиакального круга).

Но из-за того, что в такое-то мгновение происходит рождение некого живого организма и некоторые точки зодиакального круга вмещают в себя те или иные планеты (и прочие элементы гороскопа), значение этих точек для данного организма становится ключевым, поскольку создает его уникальную структуру, которую невозможно уже повторить во всех подробностях, являясь тем самым "звездным" эквивалентом генов.

Для этого организма эти точки зодиака перестают быть нейтральными: переходя в следующий поток времени, он сохраняет исходное свое строение и потому, нейтрально пребывая в одних днях, он очень бурно живет в другие: поскольку в такие дни общие ритмы Солнечной системы и собственные ритмы-времена приходят в резонанс друг с другом. То есть событие - практически всегда - есть итог большого числа разнородных ритмов: чем большее их число совпадет, тем более велика вероятность возникновения события и тем оно существеннее.

Именно так следует объяснить происхождение "сгустков" на шкале зодиака: исторические события откладываются в определенных его точках именно потому, что они были активными в момент зарождения самого этого явления. При этом на них воздействовали в то мгновение ритмы разных планет и тел Солнечной системы и разные моменты вращения Земли вокруг своей оси, и потому и в последующей своей жизни они оказываются чувствительными прежде всего к подобным же влияниям. Именно поэтому в формально одну и ту же величину - день или градус - умещается разное количество событий, имеющих разную качественную значимость. То есть емкость дней и градусов оказывается различной: одни оказываются как бы безразмерными, другие упорно сопротивляются попыткам увеличить их объем.

Квадратуры и оппозиции сгустков, которым уделено немалое внимание в ходе их описания, наверняка являются проявлением неких очень глубинных свойств самого зодиака. Понятие зодиака в современном его виде сложилось в эпоху господства геоцентрической системы, и потому зодиак привязан к точкам весеннего и осеннего равноденствия, а также зимнего и летнего солнцестояния, т.е. началам весны (т.е. нового рождения жизни, детства), лета (расцвета, зрелости), осени (увядания, старости), зимы (ухода, смерти). Но в этих понятиях заложены качества не только их противопоставления друг другу, но и их преемственности (осенью созревают семена для будущего урожая; смерть - предпосылка и условие будущего рождения и т.п.). А это в принципе допускает возможность их взаимоперехода, т.е. превращение точки рождения в точку смерти, лета - в зиму и т.д. А это в чисто физическом плане может означать этапы преобразования целого (Земли, страны), радикальную смену его координатных осей. Соответственно этому следует рассматривать преемственность основного, постоянного и переменного крестов - как отдельных шагов по пути такого преобразования. То есть анализ этого явления может дать очень серьезные результаты и точнее определить древнейшие эпохи жизни человечества и иначе взглянуть на тему геологических эпох.

Солнце само по себе не определяет историческое событие, и это можно показать, проведя анализ тех же самых исторических событий применительно ко всем прочим элементам гороскопа - прежде всего к Сатурну, Юпитеру, Марсу, Венере, Меркурию, лунным узлам [9] . Получится выборка, не менее выразительная, чем представлена в работе.

Было бы очень интересно перевести все солнечные датировки в лунные и посмотреть, каким образом сгруппируются события. Картина может получиться принципиально иной.

 

X. Итоги

К сожалению, в рамках данной работы я не могу сказать все, что имею, по теме времени и потому ограничусь некоторыми пояснениями вышесказанного и постановкой некоторых задач для последующих исследований.

1. Я лично пришел к изложенному пониманию времени в 1988-89 гг., еще до знакомства с основами астрологии, и заинтересовался ею именно потому, что ее общий подход к теме принципиально совпал с моим собственным. У меня хватило ума и терпения отделить ерунду, что имеется в астрологических книжках, от того очень серьезного и очень глубокого ядра, что заложен в этой древней науке - на мой взгляд, более глубокого, чем это имеется в современной позитивистской по своим философским корням науке.

2. Время - это ритмы большого тела, которым подчиняются входящие в его структуру элементы. Для жителей Земли таким большим телом является Солнечная система в целом. Солнце в нем играет роль сердца, главного регулятора, и именно биение его пульса является главным ритмом времени, но сам этот ритм, его параметры и качества определяются изменениями малых ритмов, т.е. взаимодействием планет Солнечной системы. Из-за этого свойства его постоянно меняются, а не являются равномерными и усредненными.

Таким образом, модель времени как равномерно двигающейся в одном направлении стрелы является совершенно неверной и искажающей суть. Время - это равнодействующая большого числа циклических ритмов. Готовым инструментом изучения этих ритмов располагает астрология, и потому ее следует рассматривать прежде всего не как некое прогностическое средство, а именно как науку, призванную изучать свойства и качества времени.

3. Стрела как модель времени неверна еще и потому, что она выходит из одной дурной бесконечности и уходит в другую дурную бесконечность, о которых никто ничего внятного сказать не может. Время существует не вообще, а всегда в каком-то теле и характеризует жизнь этого тела. Каждая подсистема целого обладает вполне определенным числом равных по своему качеству единиц времени. При этом в каждое мгновение активной величиной является только одна какая-то единица, а все прочие либо сжимаются, либо расширяются, становясь с точки зрения этой единицы или слишком малыми, или слишком большими количествами. Жизнь как раз и состоит в постоянном переходе от одной единицы к другой, порождая постоянные переходы из возраста в возраст и постоянные рождения и смерти.

Число единиц, которыми живут обитатели Земли, не хотелось бы сейчас определять четко, но, думается, что древние традиции, связывающие календарные единицы времени с числами 5, 7 и 12, являются в основе своей верными, и задача состоит в том, чтобы понять их смысл и соотношение и уловить механизм их взаимоперехода.

4. Вопрос о том, как же обстоят дела со временем за пределами Солнечной системы, т.е. в макро- и микромирах, имеет простой ответ: скорее всего, точно так же. То есть Солнечная система входит составной частью в систему бóльшую, то есть в галактику, и в ней существует свое время и своя жизнь, которые мы воспринять адекватно просто не можем. Отличие моего подхода от традиционного в том и состоит, что огромным и разреженным лежащий за пределах Солнечной системы космос выглядит только для нас: для самого себя он гораздо более плотен. Еще более плотными, сжатыми в крошечное вещество (аналогами молекул и атомов) оказываются для них и все наши такие большие для нас реалии - вроде планет и астероидов.

Для "микромира" - микромира для нас, а не вообще - мы точно также выглядим космосом - такими же млечными путями и галактиками, а сами для себя они не кажутся очень уж плотным веществом. Отсюда и принципиальное решение вопроса о субстанции и реляции [см. 21]: не существует субстанций вообще: весь внешний для нашей Большой системы мир выглядит для нас субстанцией, но для элементов этой субстанции, если они зададутся таким же вопросом, субстанцией можем оказаться мы сами, поскольку тоже войдем в состав "бесконечно большого" и "бесконечно малого".

Но стоит стрелу времени зациклить - а все реально известное нам время живет только циклами - то "бесконечное большое" плавно перейдет в "бесконечно малое", создав тем самым более точный образ времени. Иначе говоря, виртуальные миры, описанные физиками и астрофизиками, т.е. элементарные частицы и галактики, не в переносном, а в самом прямом смысле слова являются отражениями одной и той же реальности.

5. Одним из следствий такого подхода является признание мира живым, а времени - атрибутом жизни. Такое восприятие мира, возникшее в глубокой древности, в XX в. было присуще В.И. Вернадскому [6; 7; 1; 2], которые настаивал на том, что живое не может появиться из неживого. В пользу такого взгляда имеется много разнообразных доказательств и не существует ни одного реального опровержения.

Существует лишь нехитрый силлогизм. 1) В созданной на основе изучения так называемой неживой природы физической картине мира совершенно нет места живому. 2) Из нее тем не менее следует, что неживая природа возникла прежде жизни, а если есть это самое "прежде", значит, есть и время как выражение последовательности. 3) Стало быть, живое все же как-то возникло из неживого, а время есть объективное свойство этого неживого мира и не может считаться свойством жизни.

Выход из этого вроде бы непреодолимого тупика на самом деле прост и однозначен: физическая картина мира одностороння, а разделение природы на живую и неживую есть плод логической ошибки. Время - это один из способов нашего восприятия мира - нас как живых существ, и из того, что некоторая часть окружающего мира кажется нам не живой, еще не следует, что она и вправду такова. Гораздо более логичным является заключение, что этот вроде бы "неживой мир" тоже живет, но живет в иных временах, в иных системах, и потому мы не можем воспринять жизнь этих систем в их непосредственном облике. Их время движется слишком быстро или слишком медленно для нас - только и всего. Этот вывод не противоречит фактам естествознания, а просто заставляет переосмыслить основания наук о так называемой "неживой природе".

6. Именно поэтому речь выше шла о существе по имени "Россия". И это касается не только ее. Каждая страна представляет собой живое существо, которое рождается, живет и однажды умирает. Важно то, что общественные законы так, как они всегда описывались историками, экономистами, социологами, никак не могут быть сведены к заимствованным из естествознания механистическим и кибернетическим моделям, описывающим мертвое вещество. Поэтому совсем не случайно в социологии издавна прижился заимствованный из биологии термин "организм", и добавление к нему прилагательного "социальный" не может скрыть сути - сходства "биологического" и "социального" в главном: они являются живыми.

7. Поэтому проведенное исследование "сгустков" исторических событий можно и нужно и провести и для всех других обществ. Я пока не проверял, но совершенно уверен, что группировка фактов истории других стран по такому же принципу даст сгустки событий в других днях (градусах зодиака), которые могут лишь отчасти наложиться друг на друга.

8. В рамках изложенного подхода открывается огромное поле деятельности для исследователей самых различных специальностей. В идеале стоило бы создать исследовательский центр, который бы работал по согласованной программе. Ее при желании вполне можно было бы разработать - были бы люди и средства. В нем бы нашлось дело всем - историкам, биологам, математикам, астрономам, астрологам и "даже" физикам и химикам. Во всяком случае выделить несколько крупных фундаментальных проблем и работать над их решением - вполне реально.

Перечислю некоторые из них:

9. Разумеется, на нашей грешной Земле все такие прекрасные прожекты вряд ли осуществимы. Но хотелось бы надеяться, что на ней найдется хотя бы несколько человек, готовых этим заниматься, и еще несколько человек, согласных этому содействовать.

 

Эпоха меняется: человечество вновь переходит из возраста в возраст. 300-400 лет назад оно стало подростком и со свойственной этому возрасту самонадеянностью отвергло свой прежний опыт. Ныне наступает иное время: юноша превращается в мужа, и ему пора задуматься и о прошлом и вспомнить о поре своего детства и то, что он так поспешно отринул. Во всяком случае, для А.Л. Чижевского его вопрос - "кто осмелится утверждать, что, претерпев ряд преобразований, человеческая мысль не вернется снова к тем первоначальным философским концепциям, которыми болела на заре истории человечества?" - был чисто риторическим. На него он ответил более 80 лет назад своим новаторским исследованием. Я в этом отношении делаю всего лишь следующий шаг.

 А.Журавель, 2003

ПРИМЕЧАНИЯ:

[3] Общие показатели основного креста, напомню, для показателя жизни - в целом наиболее высокие в зодиаке.

[4] Эти июльские дни знаменательны для династии Романовых: помимо расстрела царской семьи 17.7.1918 можно вспомнить, что около 6/17.7.1762 заговорщики расправились с Петром III, а спустя два года - 5/16.7.1764 - был убит в Шлиссельбурге Иван VI при неудачной попытке освободить его из заточения.

[5] Первой ласточкой, показывающей изменение отношения академической науки к астрологии, является диссертация Д.Р. Куталева "Астрология как историко-культурный феномен", которая ставит своей целью не очередное "разоблачение" астрологии, а выяснение ее места в истории и культуре человечества [18].

[6] "Век" - это, конечно, не "столетие", а нечто более важное, и его соразмерность с другими величинами очень важно найти и определить.

[7] Вспомним распространенные у разных народов мира предания о том, как герой, погостив несколько дней в неком волшебном месте, возвращается домой и узнает, что на самом деле миновало уже несколько веков. Вспомним библейские семь дней творения, которые христианские богословы толковали как аналоги земных тысячелетий.

[8] Это представление, на первый взгляд весьма экстравагантное, на самом деле восходит к временам античности и в настоящее время буквально носится в воздухе. Я пришел к такому пониманию вполне самостоятельно, а затем ко мне стали приходить в руки работы, где говорится о том же самом [23; 38]. Здесь особо следует упомянуть новаторское исследование С.И. Сухоноса [24], который выстроил на логарифмической шкале все реальные и виртуальные, т.е. сконструированные физиками, объекты материального мира, от эфемерного "максимона" (он же - "планкеон", 10-33 см) до столь же эфемерной Метагалактики (1028 см). Центром такой шкалы оказалось …живая клетка (от 10-3 до 10-2 см), что совсем не удивительно: это всего-навсего показывает земные горизонты земной науки.

[9] Провести выборку для Луны крайне трудно, поскольку Луна движется быстро - в среднем 12,19° в сутки, а точное до часа время многих событий просто не известно.

 

XI. Литература

1. Аксенов Г.П. От абсолютного времени и пространства И. Ньютона к биологическому времени-пространству В.И. Вернадского // http://www.chronos.msu.ru/relectropublications.html.

2. Аксенов Г.П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

3. Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М.: Мысль, 1988.

4. Бэйджент М., Кэмпион Н., Харви Ч. Мировая астрология. М.: Лига независимых астрологов, 1999.

5. В.В.Г. Пересмотр результатов астрологического эксперимента К. Юнга // Российский астрологический экспресс. Томск. 1999. № 4 (19).

6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

7. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в живой и неживой природе. М.: Наука, 1975.

8. Вичайте И. В огороде саранча, а в Европе ящур // http://astrologic.ru/library/astronom/sarancha.htm.

9. Гелиоцентрическая астрология. Томск: Зодиак, 1995.

10. Гоклен М. Досье космических влияний. М.: Крон-пресс, 1998.

11. Гоклен М. Открытия Гоклена: их значение для астрологов // Исследования в астрологии. Томск. 1996. № 1.

12. Голованов Л.В. "Созвучье полное в природе". М.: Мысль, 1971.

13. Дубров А.П. Лунные ритмы у человека. М.: Медицина, 1990.

14. Козырев Н.А. Избранные труды. Л.: ЛГУ, 1991.

15. Константиновская Л.В. Когда приходят Пророки, или Наука циклов. М.: Современник, 1994.

16. Кузьменко В.П. Гелиокосмические факторы влияния на социально-политические процессы // http://astrologic.ru/library/astronom/kuzmenko.htm.

17. Куталёв Д.Р. Небесный танец Меркурия // http://astrologic.ru/denis/mundane/Mercury1.htm.

18. Куталёв Д.Р. Астрология как историко-культурный феномен. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности "Теория и история культуры" // http://astrologic.ru/culture/disser/.

19. Ландшейдт Т. Космическая функция золотого сечения // Исследования в астрологии. Томск. 1996. № 3.

20. Ландшейдт Т. Теория и практика планетарных узлов. // Исследования в астрологии. Томск. 1996. № 4.

21. Левич А.П. Cубстанциональная интерпретация концепции времени Н.А.Козырева // http://www.chronos.msu.ru/Public/levich_sub_interpretaciya.html.

22. Левич А.П. Время - субстанция или реляция?.. Отказ от противопоставления концепций // Философские исследования. 1998. №1 (http://www.chronos.msu.ru/RRE-PORTS/levich_vremya-substan.htm).

23. Манн А.Т. Астрология "Жизнь во времени". М.: Урания, 1997.

24. Пичурин Л.Ф. Последние дни Николая Клюева. Томск: Водолей, 1995.

25. Сухонос С.И. Масштабная гармония Вселенной. М.: София, 2000.

26. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976.

27. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1995.

28. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. М.: Мысль, 1995.

29. Шугрин С.М., Обут А.М. Солнечная активность и биосфера. Новосибирск: Наука, 1986.

30. Юнг К. Г. Синхронистичность. М.; Киев, 1997.

31. Gauquellin M. The Cosmic clocks. New York: Avon Books, 1967.

32. Gauquellin M. Cosmic influence on human behavior. New York: Aurora Press., 1985.

33. Gauquellin M. The Scientific Basis of Astrology. New York: Stein & Day, 1969.

34. Gauquellin M. The Truth about Astrology. Oxford: Blackwell, 1983.

35. Landscheidt Th. Cosmic Cybernetics. Foundation of a Modern Astrology. Aalen: Ebertin-Verlag, 1973.

36. Landscheidt Th. Sun-Earth-Man: a Mesh of Cosmic Oscillations. How Planets Regulate Solar Eruptions, Geomagnetic Storms, Conditions of Life, and Economic Cycles. London: Urania Trust, 1989.

37. Landscheidt Th. Solar activity: a dominant factor in climate dynamics // http://www.john-daly.com/solar/solar.htm.

38. Landscheidt Th. Solar Eruptions Linked to North Atlantic // http://www.vision.net.au/john-daly/solar/solar.htm.

39. Mann T. The Round Art of Astrology. A Logarithmical Time Scale // The Astrological Journal. 1981. Vol. XXIII. № 3.

40. Tarassov S., Lavoie A. Correlation between extraterrestrial factors and some terrestrial processes: Case Study // http://www.diada.ru/case/Case_Study.htm.


Выскажите своё мнение!

Исследования в астрологии

Астрологическая библиотека

Вернуться на титульную страницу


TopListbe number one


Http://www.fastimport.ru

Доставку грузов из Москвы в Китай по выгодным ценам предлагает http://www.fastimport.ru.

Курсы маникюра ростов

курсы маникюра ростов