Алексей ПЕНЗЕНСКИЙ

МИШЕЛЬ НОСТРАДАМУС:
мифы и реальность в свете новейших исследований
(Часть 2)

Вернуться к Части 1

НОСТРАДАМУС - АСТРОЛОГ ИЛИ ПОЭТ?

Как убедительно показал Брендамур [59] астрологические расчёты Нострадамуса были далеки от совершенства. Это заметно и в "Альманахах", где автор допускал грубые ошибки в расчёте времени наступления лунных фаз, и в некоторых индивидуальных гороскопах, составленных им. Так. гороскоп его секретаря Жана Шавиньи имеет неправильную структуру, а положение планет не соответствует указанному времени рождения [60].

Что же касается астрологических пассажей в "Пророчествах", то они, несмотря на их частоту и пестроту, малоинформативны. Они почти никогда не позволяют уточнить дату события: 

I-52 Две зловредные [планеты] соединятся в Скорпионе.
Великий властитель умерщвлён в своей зале.
Бедствие - церкви; новым королём
Объединены нижняя и северная Европа.

Соединение двух планет, в традиционной астрологии считавшихся "злыми" - Марса и Сатурна - происходит один раз в 30 лет и вряд ли может служить здесь точным указателем.

Редкие же конфигурации планет, по которым можно установить дату описываемых в катренах событий, всегда заимствовались Нострадамусом из современной ему литературы: 

I-51 Глава Овна, Юпитер и Сатурн.
Боже всевышний, какие перемены!
Затем через долгий век его злое время вернётся.
Галлия и Италия, какие волнения!

Глава Овна - первые градусы знака Овна. Ришар Русса пишет об "очень известном сближении и соединении Юпитера и Сатурна, которое произойдёт в главе Овна, в году нашего Господа 1702" [61], которое принесёт значительные изменения в мире. Оно там и произошло, в мае 1702 г. 

I-48 Прошло 20 лет царствования Луны.
Семь тысяч лет, другой возьмёт её единовластие.
Когда Солнце закончит свои усталые дни,
Тогда исполнится и завершится мое пророчество.

В этом катрене указаны хронологические рамки пророческой книги. Используется учение о больших периодах (планетных циклах) по 354 года с небольшим, из которых складывается история человечества [62]. Согласно этому учению, цикл Луны начался около 1553 г., цикл Солнца начнется около 1887 г. и закончится около 2242 г. н.э. Таким образом, верхняя планка пророчеств упирается в 2242 г. н.э.  3797 год, упомянутый в предисловии, получается путем прибавления 2242 к 1555 - году издания книги. Первая строка, вероятно, указывает на то, что катрен написан в 1553 г. 

I-16 Коса соединена с оловом [63] в Стрельце
В своём высоком апогее возвышения.
Бедствия, голод, смерть от военных сил.
Век приближается к обновлению.

Коса - обычный атрибут жнеца-Сатурна, олово - металл Юпитера. Нострадамус конспективно излагает утверждение Ришара Русса о том, что соединение Сатурна и Юпитера в зодиакальном знаке Стрельца (Юпитер в знаке Стрельца обладает особой силой, "в возвышении", по современной астрологической терминологии -"в обители") чревато колоссальными бедствиями. С 1500 по 2200 г. такая конфигурация имела место всего лишь 4 раза: в декабре 1603, в октябре 1663 г., в январе 1723 и в ноябре 1782 гг. (в другом месте Нострадамус утверждает: "...начиная с этого года, будет происходить величайшее гонение на христианскую Церковь, [равного] которому не было и в Африке, и продолжаться оно будет до 1792 года, который будут полагать [годом] обновления века" (Послание, 43)).

Многие астрологические идеи Нострадамус охотно заимствовал из античной литературы, при этом подчас искажая их:

IV-50 Весы увидят господство Гесперов,
Держа царствование над небом и землёй...

А вот что писал римский автор Марк Манилий: "Геспер (Луна - А.П.) принадлежал Весам, когда основывался Рим, ныне владеющий миром, решающий судьбы брошенных на весы народов" [64]. Приведённые примеры свидетельствуют, что Нострадамус, называвший себя астрофилом ("любящим звезды") в отличие от астрологов-ремесленников, не придавал особого значения точным цифрам в вычислениях. Для него главным были не цифры, а "пророческий энтузиазм", в котором астрология играла лишь роль вспомогательную, своего рода мировоззренческую роль. Поэтому он сам не был уверен в своих расчётах, предпочитая списывать даты "судьбоносных" конфигураций (например, соединений Юпитера и Сатурна) у других авторов, попутно расцвечивая их стихами в зависимости от своего видения грядущих событий. В большинстве же случаев астрологические ассоциации в "Альманахах" и особенно в "Пророчествах" были призваны в первую очередь укрепить авторитет автора.

"Пророчества" написаны поэтическим языком. Однако очевидно, что стихотворный размер своими жёсткими законами сковывал автора. Поиск рифм зачастую мешал автору чётко выразить свою мысль, вынуждал жертвовать содержанием текста в пользу его формы. С точки зрения нынешнего читателя, пророческий текст должен быть прежде всего информативным; легко догадаться, что подчинение его жёстким законам поэзии непременно приведёт к искажению авторской мысли.

Почему же Нострадамус выбрал тот жанр, в котором предсказателю теснее всего? Ответ на этот вопрос следует из самой сущности поэзии - как её понимали сами поэты 400 с лишним лет назад. "Король французских поэтов" Пьер Ронсар полагал, что "для первого мудреца поэзия была не чем иным, как аллегорической теологией" [65]. Древние поэты, по его словам, общались с оракулами и предсказателями и то, что те сообщали в скупых и туманных словах, доносили до простых смертных изысканным языком стихосложения; поэт, таким образом, выступал у Ронсара посредником между высшими силами и нацией, и его ремесло имеет национальное же значение [66]. Мишель Монтень, напрямую обращаясь к античному опыту, писал в эссе "О суетности":

"Поэзии, и только поэзии, должно принадлежать в искусстве речи первенство и главенство. Это - исконный язык богов. Поэт, по словам Платона, восседая на треножнике муз, охваченный вдохновением, изливает из себя всё, что ни придёт к нему на уста, словно струя родника; он не обдумывает и не взвешивает своих слов, и они истекают из него в бесконечном разнообразии красок, противоречивые по своей сущности и не плавно и ровно, а порывами. Сам он с головы до пят поэтичен, и, как утверждают учёные, древняя теогоническая поэзия - это и есть первая философия" [67].

Иными словами, поэзия и пророчество неразрывно связаны между собой; пророчество, как и творчество вообще, возможно лишь при условии "прямого подключения" поэта (или пророка, что одно и то же) к божественному источнику вдохновения, - будь то сон или треножник Музы. И в этом процессе для разума места не остается.

Нострадамус придерживался тех же взглядов, это следует из двух первых, непророческих катренов "Пророчеств", описывающих процесс "проникновения в будущее":

1-1 [Пророк] сидит ночью, в удалении, в кабинете,
Один, в покое, на бронзовом сиденье,
Тонкий язык пламени, исходящий из одиночества,
Заставляет изрекать вещи, вера в которые не напрасна.

1-2 С веткой в руке, посреди Бранхид [69],
Волной смачивает и край [одежды], и ноги.
Пар [70] и голос трепещут [его] рукавами.
Божественное сияние. Божество располагается рядом.

Сходство между воззрениями астролога Нострадамуса и философа Монтеня не кажется парадоксальным, если учесть, что в библиотеке провансальского ученого, по свидетельству его сына Сезара, имелся том Платона на греческом языке [71].

Однако, кроме Платона, Нострадамус в своей концепции пророчества базировался ещё на одном античном труде. Речь идёт о трактате греческого философа-неоплатоника IV в. Ямвлиха Халкидского [72] "Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону и разрешение содержащихся в нём сомнений". В латинском переводе Фичино и под названием "О египетских мистериях" он появился в конце XV в.: в 1552 г. он был напечатан и в Лионе, что облегчало Нострадамусу знакомство с этим источником. Сочинение Ямвлиха пользовалось широкой популярностью в ученых кругах Европы XV-XVI вв. Вот что он пишет о процессе прорицания (совпадения с текстом Нострадамуса выделены курсивом):

"Женщина, дающая оракулы в Бранхидах, или исполняется божественным сиянием, держа в руках жезл, изначально предоставленный неким богом, или предрекает будущее, сидя на оси, или восприемлет бога, смачивая ноги или край одежды в воде или вдыхая исходящий от воды пар. Во всех этих случаях она, приготовляя необходимое для встречи бога, получает его частицу извне" [73].

Текстологическое сходство первых катренов "Пророчеств" и вышеприведенного пассажа Ямвлиха несомненно.

Нострадамус изображает себя вместо жрицы, а водяной источник в Бранхидах трансформируется в рабочий кабинет исследователя; бронзовый треножник превращается у него к бронзовое же сиденье. Делая поправку на эпоху, Нострадамус всё же пребывает в уверенности, что знакомство с обрядом прорицания (в изложении неоплатоников) поможет получить ему частицу Бога, чтобы свидетельствовать о будущих событиях.

При первом же ознакомлении с катренами обращает на себя внимание несомненная "ренессансность" увлечений Нострадамуса. Прежде всего это универсализм тематики "Пророчеств". Алхимия, военное дело, искусство - в творчестве Нострадамуса нашли отражение самые различные аспекты человеческой деятельности: 

IV-23 Легион, погружённый на морской флот,
Сожжет известь, магнезия, сера и смола...

I-62 Увы! Какой великий ущерб понесёт литература,
Прежде чем завершится цикл Латонии (Луны. - А.П.)
От огня, великого потопа, но более от невежественных скипетров,
Чего за долгие века нельзя будет восстановить.

Нострадамус интересовался также связью экономики и политической ситуации: 

IV-30 Более 11 раз не пожелают, чтобы Солнце и Луна (золото и серебро)
Повысились или понизились в цене.
И они станут столь нежеланными, что золота станут добывать мало.
После голода и чумы секрет будет раскрыт.

VI-23 Духом государства монеты будут обесценены,
И люди восстанут против своего короля...

Примечателен и интерес Нострадамуса к техническим инновациям, его научные предвидения:
 

VI-44 Морским искусством будут вызывать дождь.

VI-34 Машина летающего огня
Прибудет беспокоить великого вождя осаждённых...

V-8 Будет выпущен живой огонь, скрытая смерть,
Страшная, ужасная, внутри шаров.

IV-67 Секретными раскалёнными огнями выжжено большое пространство.

Обращают на себя внимание обширные географические познания Нострадамуса. Среди многих сотен топонимов, упомянутых в его "Пророчествах", большинство имеют французское происхождение, на втором месте находится Италия (об интересе Нострадамуса к родине европейского Возрождения говорилось в предыдущих главах). Впрочем, "Пророчествами" охвачена вся романская и Северная Европа, Западная Азия, Северная Африка. В них представлены и такие экзотические - даже для образованного человека XVI в. - земли, как Славония, Словакия, Сарматия, Алания, Армения, Америка, а также Аквилон (территории Северной и Восточной Европы, среди прочего и Руси).

Нострадамус постоянно подчёркивал свое знание иностранных языков - как мёртвых, так и живых. В его катренах в изобилии встречаются латинские термины (один катрен написан по-латыни целиком), испанские и провансальские слова и фразы (два катрена целиком написаны на провансальском языке); греческие слова появляются в катренах в оригинальном виде.

Сам Нострадамус писал, что прочёл "всё у всех авторов - как греческих и латинских, так и варварских... переведённых большей частью на латынь... иных же на иностранных языках" [75].

У Нострадамуса, как и итальянских гуманистов [76], мир (в значении отсутствия войны) и процветание ассоциируются прежде всего со строительством: 

Х-89 Стены из кирпичных станут мраморными [77],
Семьдесят семь мирных лет,
Радость смертным, обновлён водопровод,
Здоровье, обилие плодов, радость, медоносное время.

Влияние древнеримского наследия - прежде всего Тита Ливия, Юлия Обсеквента [78] и Овидия - на пророчества Нострадамуса огромно. Помимо активного словотворчества Нострадамус вводит в текст "Пророчеств" десятки новообразованных от латыни слов, анаграмм [79] и самых парадоксальных оксюморонов - он широко заимствует факты и образы из античной литературы. Ассоциации с античными событиями и символикой, заимствованные из трудов этих авторов, встречаются едва ли не в половине катренов.

История повторяется - вот главная идея Нострадамуса, пересказывающего своим читателям древнеримских авторов. Основные политические категории остаются фактически неизменными, меняется только антураж, культурное обрамление эпохи. Как и в античную эпоху, устами предсказателей и через природные феномены (землетрясения, миражи, рождение уродов и т.п.) высшие силы посылают предупреждение людям, как об этом писал Овидий в "Метаморфозах" (XV, 780-785).

Однако отношение Нострадамуса к античному наследию нельзя назвать однозначным. Слепое подражание государственной системе Римской империи, по его мнению, неминуемо ведёт к вырождению христианской монархии. Свою роль Нострадамус видел, очевидно, в "смыкании" времён, в предупреждении народа о скором возвращении гонений на христиан и возрождении язычества: 

1-44 Скоро вернутся жертвоприношения,
Нарушители будут преданы мукам,
Более не будет монахов, священников и послушников,
Мёд станет намного дороже воска.

111-26 Поставят статуи королей и принцев,
Авгуры, пустые высокопарные пророчества,
Рог, позолоченная, с лазурью, ослепительная жертва,
Будут гадать по внутренностям животных.

Борьба вокруг сект и религиозных учений в результате приведёт к упадку христианской веры: 

I-53 Увы! Увидят большой народ в беспокойстве
И Святой закон в полном упадке,
И всё христианство из-за других законов (религий),
Когда будет найден новый источник золота и серебра.

1-25 Потерян, найден, сокрыт в течение долгого века,
Будет почитаем пастырь-полубог (Иисус Христос. - А.П.).
Когда Луна закончит свой большой цикл (конец XIX в. - А.П.),
Будет обесчещен другими обетами.

Таким образом, изучение античного наследия не является самоцелью для Нострадамуса: оно было ценно для него постольку, поскольку позволяет осмыслить настоящее и провозвестить грядущее. Но, как было отмечено выше, ценность античной культуры для Нострадамуса исключительно велика, судя по значительной роли, которую он отвёл ей в своих центуриях.

Другой камень преткновения ренессансных гуманистов XVI в. - тирания. Нострадамус не остался в стороне от споров о праве народа на свободу и ликвидации тирании насильственным путем. Подобно своему брату Жану де Нотрдаму, Нострадамус весьма эмоционален в своём отношении к тиранам, - при том, что принципиальное отношение обоих братьев к тирании одинаково: 

I-12 Скоро заговорят о том, что лицемерная лживая тварь
Проворно поднялась из низов наверх,
Потом в кратчайшее время [он], вероломный и нерешительный,
Станет во главе Вороны.

V-29 Свобода не будет вновь обретена.
Её захватит черный, гордый, мерзкий, беззаконный.
Когда будет выделан материал моста
Через Дунай, Венецианская республика рассержена.

У Нострадамуса народ отстраняет тиранов от власти - пусть даже ценой кровопролития:

III-41 Горбун будет избран советом.
Более мерзкого не бывало на свете.
Выстрелом прелат выбьет глаз.
Предатель короля принят за верного.

VI-76 Древний город, творение Антенора (Падуя),
Не сможет более терпеть тирана:
Фальшивый однорукий в храме перережет [ему] горло,
А его сторонников народ предаст смерти.

II-42 Петух, собаки и кошки насытятся кровью
И мясом тирана, найденного мёртвым
В чужой кровати, с перебитыми руками и ногами,
Который не боялся (не ждал. - А.П.) умереть от жестокого укуса.

IХ-90 Сто раз умрёт бесчеловечный тиран,
На его место поставлен сведущий и снисходительный.
Весь сенат будет под его рукой,
Будет рассержен злым смельчаком.

Однако часто свержение тирана, обретение свободы приводит лишь к ухудшению положения в обществе:

Области, города, селения, царства и провинции, которые сойдут со своих изначальных путей, чтобы стать свободными, поработят себя ещё сильнее, и втайне будут рассержены своей "свободой". И, потеряв совершенную религию, они начнут избивать левых, чтобы вернуться направо (Послание, 27).

IV-16 Вольный город станет рабом свободы...

I-94 В порту Селин тиран предан смерти,
Однако свобода не получена обратно.
Новый Марс [действует] местью и злопамятством;
Дама почитаема силой страха.

VI-22 В землях великого небесного храма
Племянник в Лондоне умерщвлён ложным миром.
Тогда барка станет схизматической.
О ложной свободе будут трубить и кричать.

Чёткой формулировки своих взглядов на тиранию и идеала государственного устройства Нострадамус, однако, не оставил. Насколько можно судить по этим и другим катренам, явно негативное отношение к тирании и определённая симпатия к тираноборцам перемежались у него со скептическим отношением к идее свободы ради самой свободы; убийство тирана вовсе не обязательно ведёт к торжеству справедливости и социальной гармонии. Признавая право народа на убийство тирана, Нострадамус в то же время, по-видимому, считал республику нестабильным образованием - господство черни неминуемо ведёт к новым раздорам и войнам.

Судя по всему, Нострадамус был сторонником гуманной, просвещённой монархии. Мудрый, рассудительный и "снисходительный" монарх, покровитель искусств, посылается Богом народу, служа образцом для подражания на протяжении многих веков:

Х-72 Год 1999, седьмой месяц,
Великий небесный царь-искупитель
Воскресит великого короля Ангулемского,
[Который] до-после Марса [будет] править благодаря удаче.

III-94 Пятьсот лет не будут принимать во внимание
Того, кто был украшением своего времени.
Затем он внезапно прольёт великий свет,
Что сделает [людей] очень довольными своей эпохой.

Отмеченные особенности "Пророчеств" свидетельствуют в пользу того, что Нострадамус не ставил себе целью создание своего рода справочника по будущей истории мира. Хотя катрены имеют отдельные номера, они всё же представляют собой часть единого труда, цель которого, впрочем, остаётся неясной до тех пор, пока мы не обратимся к важному явлению истории французской культуры.

Речь идёт о перевороте в поэзии, совершённом учениками Жана Дора Пьером Ронсаром и Жоашеном дю Белле. В 1548 г. ими была создана поэтическая группа "Плеяды", имевшая целью обновление поэтического языка и создание национальной поэтической школы. Согласно творческой концепции "Плеяд", язык относится к искусствам, а поэзия провозглашается высшей формой этого искусства. Поэты совершенствуют и очищают национальный язык, и для выполнения этой миссии им необходимо постоянно совершенствовать свое искусство, привлекая в качестве образцов для подражания лучшие образцы античной культуры. Общественная же роль поэта в концепции "Плеяд" далеко выходила за рамки привычных представлений.

Поэт в этой системе становился значительным и важным членом общества, чьё значение сравнимо с учёными и военными. Поэтическое творчество - тяжелый труд, осенённый Божественным вдохновением [80]. Поэт близок к Богу, он свободен и не должен подвергаться гонениям за свое творчество; напротив, сильные мира сего обязаны прислушиваться к его откровениям. Именно изменение социальной роли поэта, совершённое "Плеядами", сделало возможным появление книги Нострадамуса. Если ранее уделом поэта были в основном воспевание красот природы и любовная лирика, то в случае Нострадамуса поэт возвышает голос до уровня национального пророка, указывая обществу на опасности, которые его ожидают. В "Пророчествах" вслед за натурфилософией Ронсара в поэзию шагнула астрология и мистика вообще, причём - немаловажная деталь - мистика, придав стихам Нострадамуса туманный стиль, оставила неизменным смысл труда, сводимый к библейским строкам: "Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой" (Откр. 18, 10).

Известно, что Жан Дора (1508-1588), учитель Ронсара и дю Белле, королевский поэт, был первым комментатором и толкователем "Пророчеств". По сообщению современника, Лякруа дю Мена, "все учёные люди немало почитают пророчества упомянутого Нострадамуса, и среди них я назову господина Дора, королевского поэта, столь почитаемого своим веком и настолько удачливого толмача или толкователя этих катренов, или пророчеств упомянутого Нострадамуса, что он кажется гением упомянутого автора, как бы подпророком, какового греки называли Гипофитом" [81].

Уже после смерти Дора и Нострадамуса дворянин Антуан дю Вердье писал в мемуарах, что королевский поэт активно интересовался "центуриями Нострадамуса, содержащими некие пророчества, которым он давал истолкования, подтверждённые многими событиями, и говорил, что они были продиктованы написавшему их Мишелю Нотрдаму ангелом" [82]. Показательно, что де Шавиньи, секретарь Нострадамуса, оставивший после себя первые печатные толкования предсказаний Нострадамуса, был учеником Дора, рекомендованным Нострадамусу поэтом [83]. Признание участниками "Плеяд" Нострадамуса было не случайным: в их глазах появление национального поэта-пророка было прямым возрождением античных традиций, которого они так желали.

Итак, мы видим, что биография Нострадамуса вполне типична для образованного человека эпохи Возрождения. Он отдавал все свои силы тому, что считал делом своей жизни - медицине и астрологии, в XVI в. тесно связанным между собой, но в первую очередь - пророческой деятельности. Постоянно обращаясь к именам авторитетных учёных Возрождения и античности, он таким образом подчеркивал свою близость к ним. Отношения Нострадамуса с властью и церковью были отнюдь не безоблачными. Как и многие деятели Ренессанса, он не избежал подозрений в сношениях с дьяволом и симпатиях к протестантам. Однако объём критики был прямо пропорционален популярности его трудов, которая закрепилась во всех слоях общества - как во Франции, так и за её границами.

Был ли Нострадамус шарлатаном - иными словами, верил он сам в то, что делал и что писал? Ответ на этот важнейший вопрос следует из сути всего комплекса написанных Нострадамусом сочинений. Кредо же Нострадамуса чётко выражено в предисловии к альманаху на 1566 г.:

"О мой Господин, Господь вечный, Отец, Сын и Святой Дух, в этот ночной час и в этот миг воскресенья 11 марта 1565 года, когда Солнце входит в первый градус знака Овна [84], соединив руки, я обращаюсь к Тебе с трепетной молитвой, чтобы Ты в милосердии Своём простил меня и открыл мои чувства, память и рассудок, дабы я смог правдиво объяснить знаки и предзнаменования нынешнего 1566 года, произведя точное суждение по звездам; чтобы Ты даровал мне способность судить о них ясным и чистым умом, удалённым ото всякой земной беседы, с душой, очищенной ото всей мерзости и низости греха, - чтобы я, следуя верной тропой истины, смог возвестить французскому народу, что звёзды обещают нам в нынешнему году" [85].

Это тон, свидетельствующий об искренности. Бог, планеты и народ - вот кредиторы Нострадамуса, и он страстно желал оправдать их доверие. Он был уверен в своём пророческом даре: он чувствовал себя обязанным не зарывать его в землю и использовать его на благо всех подданных французской короны.

Испытывая безграничную веру в могущество астрологии, Нострадамус пренебрегал требуемыми ею сложными расчетами. Под маской учёного математика скрывался поэт, чей полёт фантазии часто вступал в противоречие с истиной цифры. Астрология была для него более источником вдохновения, чем научной специальностью.

Естественнонаучные воззрения и интересы Нострадамуса не выходили за рамки современных ему представлений. Его интересовали трактаты Галена и Гораполлона; он практиковал фитотерапию, конкретные же результаты лечения "по Нострадамусу" - с точки зрения современной медицины - также были предсказуемы и не выходили из общего ряда.

Новаторство Нострадамуса проявилось в создании нового литературного жанра - политического пророчества, написанного в стихотворной форме. Этот жанр, с энтузиазмом принятый современниками, остался привлекательным и для последующих поколений.

Вернуться к Части 1


Примечания

59. См., например, сводные данные по эфемеридам Луны: Вrind'Amour P. Nostradamus astrophile, p. 421-429. [

60. Ibid.. p. 360-362.

61. Roussat R. Livre de l'estat et mutation des temps. Lyon. 1550, p. 63.

62. Ibid., p. 95.

63. Конъектура П. Брендамура. Во всех изданиях вместо estaing (олово) - estang (пруд).

64. Манилий Марк. Астрономика: Наука о гороскопах. М., 1993, с. 140. Геспер - Луна как вечернее светило: Луна была в Весах во время основания Рима.

65. Ronsard P. Oeuvres completes, v. VII. Paris, 1949, p. 318.

66. Ср. со строками А.К. Толстого: "Тщетно, художник, ты мнишь, / Что своих ты творений создатель".

67. Теогоническая поэзия излагала мифы о сотворении мира.

68. Монтeнь М. Опыты, кн. III. М., 1979, с. 201. Монтень. несомненно, имеет в виду один из фрагментов IV книги "Законов" Платона (719 b, с).

69. Имеется в виду бранхидский оракул, т.е. знаменитый в античности оракул святилища Бранхидов в Малой Азии (см. ниже).

70. Vаpeur (пар) - конъектура Брендамура. Во всех изданиях "Пророчеств" - Vu реur (страх).

71. Chomarat M. Catalogue provisoire de la bibliotheque de Michel Nostradamus / Nostradamus ou le savoir transmis, p. 26.

72. Ямвлих (ум. ок. 330 г.), античный философ, ученик Порфирия. основатель сирийской школы неоплатонизма. Внес в неоплатонизм черты восточного магизма.

73. Ямвлих. О египетских мистериях. М., 1995, с. 117.

74. Интересную "географическую" статистику "Пророчеств" приводит Э. Леони: Leoni Е. Ор. cit. р. 538-545.

75. [Nostredame М.] Excellent & moult utile opuscule a touts necessaire..., p. 5.

76. Cм.: Боткин Л .М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995, с. 368-369.

77. Явная параллель с изречением Августа, говорившего, что он принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным (Светоний. Божественный Август, 28,3).

78. Обсеквент Юлий - римский историк IV в. н.э. Автор сборника римских продигий - чудесных явлений, имевших место в Риме в 249-12 гг. до н.э. - "Книги чудесных явлений" (Prodigiorum liber).

79. Анаграмма - перестановка слогов в словах или именах (например: Тристан - Тантрис).

80. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1999, с. 269.

81. Premier volume de la bibliotheque dv sieur de la Croix Du Maine..., p. 330.

82. [Du Verdier Antoine]. Prosopographie, ov description des personnes illustres, tant Chrestiennes que prophanes... p. 2575.

83. Benazra R. Op. cit., p. 96.

84. Вхождение Солнца в знак Овна знаменует собой астрономическое начало года.

85. Brind'Amour P. Nostradamus astrophile, p. 434.

 

Выскажите своё мнение!

 

Исследования в астрологии

Астрологическая библиотека

Вернуться на титульную страницу


TopListbe number one