Комментарии -> Научные публикации -> Астрология и научные парадигмы

 
И.Кеплер. О более достоверных основаниях астрологии (ч.3)


Иоганн Кеплер

"О более достоверных основаниях астрологии"

Перевод Ю.Данилова


Вернуться к началу работы

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: О геометрических причинах

[Существуют три основных источника геометрических причин: аспекты, циклы и планетные гармонии. Вводится такое свойство, как душа, и дается ее описание как способности откликаться на перечисленные выше геометрические причины, не требующие посредничества света. Порицаются попытки астрологов использовать для предсказаний знаки Зодиака; мы рукоплещем попыткам землепашцев использовать для предсказания погоды астрономические явления.]

Тезис 36.

Имеется еще одна причина, присущая в равной степени всем планетам, несравненно более возвышенная, чем те, о которых я упоминал ранее, и более чудесная. Ибо речь идет о причине не материальной, а скорее имеющей отношение к форме, а форма, которую принимает [эта причина] — не просто форма, а форма, запечатленная в душе, в разуме, в постижении геометрии. Ибо силу свою она черпает не от звезд вдоль прямых, а откликается на лучи от пар звезд, приходящие на Землю и образующие геометрический или негеометрический угол. И [причина] эта не прекращает своего действия, когда молчаливая Луна скрывает свое лицо и ни один луч от нее не нисходит на Землю, но нисходит только воображаемый луч. Не ослабевает ее действие, и когда Земля оказывается между нами и звездами; звезды же, скрытые за горизонтом, она [эта причина] делает столь же действенными, как и звезды над горизонтом. Наконец, действие ее прекращается почти мгновенно, как только геометрический угол сменяется негеометрическим и негармоническим*1, она перестает действовать сразу или чуть позже, независимо от того, насколько усиливается свет звезд. Поскольку все эти свойства самым убедительным образом подтверждены опытом, они позволяют мне высказать следующие теории.

Тезис 37.

Так как Господь, Создатель этого материального мира, вознамерился украсить его материальной формой, которая есть количество, разумно предположить, что и расположение тел, расстояния между ними и их массы выбраны в должных пропорциях, возникающих в правильных телах, как было доказано мной в “Космографической Тайне”*2, т. е. поистине движения тел, составляющие жизнь нашего мира, идеально настроены, или действуют в унисон, когда берут свои пропорции у правильных плоских граней [платоновых тел]. Ибо, подобно тому как плоскость служит представлением тела, движение представляет [небесное] тело. И подобно тому, что в геометрии существуют только пять (и не более) правильных тел, так и гармоний, возникающих из сравнения правильных плоских поверхностей, не может быть больше восьми, как я докажу, если будет на то Божья воля, в моей книге “О гармониях мира”*3.

А. АСПЕКТЫ.

[Восемь геометрических конфигураций перечислены как пять традиционных аспектов плюс три новых аспекта.]

Тезис 38.

Итак, поскольку существует восемь формообразующих отношений движений, существует и какое-то действие небес (или как бы движения) на Землю, когда та оказывается на пути луча-посредника, и лучи, сходясь на Земле, образуют углы; восемь гармонических отношений выразятся в величине этих углов. Древние знали не более пяти [из этих углов], (обычно называемых Аспектами): Конъюнкцию, Оппозицию, Квадратуру, Трин и Секстиль. Но по размышлении я добавил к ним еще три [аспекта]: квинтиль, биквинтиль и сесквиквадратуру*4, которые с той поры многократно подтверждены опытом.

[1. Свойство, именуемое душой, рассматривается как уловитель геометрических причин. Душа чувствительна к аспектам.]

Тезис 39.

Причину, по которой влияние пар планет столь многократно усиливается при каждом сочленении их аспектов [т. е. на Земле], я не могу приписать ничему другому, кроме как свойству, именуемому душой, которая, с одной стороны, способна воспринимать геометрический план (образующий аспекты), а с другой стороны, управляется телом, на которое направлено влияние. Это [влияние] обусловлено не тем, что лучи, соединяясь, образуют тот или иной угол. Ибо пары лучей образуют некоторый угол за день до и через день после аспектов, и в любой другой день; но влияние, о котором идет речь, проявляется в конечном счете, когда образуемый угол обладает гармоническим отношением, или схемой (Птолемей говорит: “схематизмом”*5). Но в самих отношениях, или схемах, нет никакой действующей силы. По существу, здесь происходит то же, что обычно происходит с движением животных. Странно стал бы рассуждать тот, кто заявил бы, что зрительные образы способны придать животному движения, ибо они попадают в глаз, и поэтому самому животному, чтобы оно могло двигаться, нет надобности обладать душой.

Тезис 40.

Свойство [=душа], которое придает силу аспектам, сосредоточено не в самих звездах. Ибо аспекты, о которых мы толкуем, касаются Земли и являются всего лишь состоянием, проистекающим не от регулярного движения звезд, а из случайного расположения пар звезд относительно Земли. Подобно тому, как дух, движущий телом, сосредоточен не в самом объекте, а в том месте, где проявляется идея объекта, так и та сила, которая делает аспекты действенными, должна быть сосредоточена в огромном земном шаре, равно как и во всех подлунных телах. Нужно ли говорить, что любая душа есть образ Бога, Геометра творения, и что именно Он вдохновился для воплощения Своего замысла небесной геометрией аспектов, или гармонией.

Тезис 41.

Людям, не затрудняющим себя размышлениями, такая разновидность философии покажется новой, что в действительности не так, ибо (?) лишь немного расширил древние философские тенета. Ибо прежде всего, что касается Земли, никто не станет отрицать, что форма всей Земли в целом, как единой сущности, благороднее формы любого комка земли. Производимое самой Землей свидетельствует о том, что его формы обязаны своим происхождением душам различного рода; производимое же есть рождение металлов, сохранение земного тепла и выделение испарений, необходимых для рождения рек, дождей и других метеорологических состояний. Все это показывает, что форма бывает не только застывшей, как у камня, но и такой, как у растений.

Тезис 42.

Тем не менее, Земля отнюдь не обязательно должна увеличиваться в размерах или изменять свое положение. Ибо душа — не душа человека, животного или растения, а душа особого рода, определяемая по своему действию, как и души иного рода. И та же причина, что побудила древних приписать растениям душу третьего рода, побуждает приписать Земле душу четвертого рода*6.

[2. Душа, объясняемая по аналогии с ботанической генетикой и наивным восприятием музыки.]

Тезис 43.

Но разве не абсурдно, что души, не обладающие способностью к суждению, ценят геометрию и движимы ею, как чем-то материальным. Нетрудно привести тому примеры. Пластическая способность деревьев лишена формы, но наилучшим образом выполняет повеления Создателя — в расположении листьев на благо плодам и с определенной целью. И даже семена хранят в себе эту красоту, которая заключена в числах. Большинство разновидностей растений предпочитает пятисторонность; и эта пятисторонность отнюдь не обязательно передается в основном от дерева к яблоку — при такой трансформации сохранить пятисторонность невозможно; [передача] происходит главным образом за счет обращения к пластической способности, обладающей врожденной красотой пятисторонности.

Но до сих пор объяснение было маловразумительным и не давало основания удивляться чему-либо, ибо способность, о которой идет речь, сосредоточена в себе самой и распространяет пятисторонность, которой обладает. Приведу более подходящий пример. Землепашец не сознает, в каком геометрическом отношении один голос находится к другому. И тем не менее внешняя гармония струн проникает через уши сельского жителя в его разум и доставляет ему наслаждение. [И услаждает его], несомненно, не гармоничное звучание голосов, не то, что [звуки] нежно ласкают его слух (ибо часто случается, что ушам бывает больно от очень громких звуков, хотя они и гармоничны) и не какая-либо другая причина, которая могла быть открыта ранее; [радуется же он] исключительно по той причине, которую я намереваюсь изложить с доказательствами в моих “Гармониях”, а именно — потому, что некоторое геометрическое отношение рождает красоту в гармониях. [Это геометрическое отношение] принадлежит ко всему остальному миру, в особенности, к тем его свойствам, которые древние называли гармониями. Так, продвигаясь с помощью этих примеров, как бы шаг за шагом, мы наберемся смелости, чтобы подняться и достичь вот какой высоты: поверить, что у Земли есть душа, подобная душе растений, и именно в этой душе коренится способность воспринимать геометрию, откликающаяся на внешнюю форму и достаточная сама по себе, ибо способность эта относится к той разновидности души, которая, хотя и склонна к сосредоточению на том, к чему она предназначена, все же неизменно усиливается, когда аспекты придают ей свежие силы, как бы давая новую пищу. И подобно тому, как слух, побуждаемый гармонией, обостряется и становится гораздо более чутким (в поисках наслаждения — истинной цели чувства), Земля, побуждаемая геометрическим состязанием геометрических лучей (как уже о том говорилось, согретых и увлажненных) с еще большим усердием обращается к выполнению своей растительной функции и выделяет обильные испарения.

[3. Характеристика влияния отдельных планет на действие аспектов.]

Тезис 44.

При всем том, различная природа планет, объяснение которой приведено нами выше, оказывает существенное влияние на аспекты, и в одни времена Земля испытывает на себе действие геометрического смешения противоположных по действию планет Сатурна и Марса, а в другие времена — схожих планет Юпитера и Венеры почти так же, как мы наблюдаем очистительное действие гуморальных жидкостей в человеческих внутренностях, особливо же ревеня на желчь. (Ибо разве не та же способность, которая воспринимает геометрию, откликается на цвет и иные свойства лучей?) Но наиболее сильное влияние оказывает истинное расположение тел, особенно Земли, различное в различных местах и в различное время. Например, весной в северной части Земли гуморальные жидкости обильны из-за приближения Солнца, о чем было сказано выше, и тогда самый слабый аспект любой планеты возбуждает способность Земли приходить в движение и выделять испарения, порождающие обильные ливни. В другом месте или в другое время сильнейший аспект может оказать мощное воздействие на Землю, но из-за недостатка материи отклик будет весьма незначительным.

Б. ЦИКЛЫ.

[Вторая геометрическая причина — различные циклы, существующие как в человеке на протяжении коротких периодов, так и в Земле на протяжении длительных периодов. Поднимается вопрос о действии затмений.]

Тезис 45.

В этом пункте нам необходимо понять еще одну, дополнительную, причину, пренебрежение которой сильно мешает предсказаниям астрологов, поскольку она еще не познана. И подобно тому, как у людей бывают определенные периоды, когда гуморальные жидкости [то прибывают, то убывают], что приводит без всякой видимой причины к смене настроений, и люди то веселятся без музыки, то предаются печальным мыслям, от которых их не в силах отвлечь никакие удовольствия, так и я отчетливо прозреваю, что помимо аспектов существуют другие причины, более сильные и продолжительные, которые могут привести к тому, что иногда целый год (а не один аспект не длится так долго) бывает влажным, а значит и очень холодным. [В такой год] вы можете наблюдать, как самые слабые аспекты столько раз, сколько им случается выпасть, возбуждают великое множество дождей и ветров; таким был год 1601. В другой же год стоит такая сушь, что даже в дни аспектов не наблюдается ничего, кроме небольших облаков или мглы вместо испарений; таким был год 1599.

Тезис 46.

Я оставляю для размышлений вопрос о том, возникает ли это поразительнейшее разнообразие из-за солнечных и лунных затмений (которые также надлежит отнести к числу аспектов, а именно, к конъюнкциям и оппозициям). Да будет установлено, однако, что душа Земли, о которой мной столько было сказано, впадает в сильнейшее оцепенение при внезапном исчезновении света и как бы пребывает в течение долгого времени в определенном настроении; Теофраст*7, не всегда переполненный небылицами, должно быть, также чувствовал это. Ибо если вы не допускаете этой [физической] причины [т. е. продолжительного действия затмений] или, отметая все физические причины, приписываете это обычное явление природы необыкновенному Божьему провидению, то вы не сможете объяснить, почему затмения столь всемогущи.

Тезис 47.

Но [с моими замечаниями] удивительно согласуется то, что с Землей происходят те же вещи, какие случаются с живыми существами, за исключением смертности последних, и потому Земля в силу какого-то своего внутреннего состояния обладает определенными циклами [движения] гуморальных жидкостей и как бы болезней. А коль скоро такие вещи существуют, законы и циклы гуморальных жидкостей подлежат исследованию на основании наблюдений, собранных за многие годы, а такого рода наблюдения пока не производились. Цезий [Басс] приписывал некоторое значение девятнадцатилетнему циклу Луны, и его мнение заслуживает определенного доверия. Ибо, по свидетельству мореплавателей, наиболее высокие приливы морей повторяются через 19 лет примерно в одни и те же дни года, и Луна, отмеченная гуморальными жидкостями, насколько можно судить, подходит для этой задачи, ибо имеет дело с избытком или недостачей гуморальных жидкостей.

В. ГАРМОНИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ.

[Третья геометрическая причина — отношение движений (скоростей) пар планет. Однако об этих гармониях мало что известно.]

Тезис 48.

Но сама по себе, третья причина весьма правдоподобна; многие подлунные движения природы, о которых я говорил, иногда встречаются вне аспектов, возникая под действием гармонического движения планет. Ибо, если их вызывают пропорциональные углы между лучами, то почему бы им не возникать и под действием пропорциональных движений пар звезд столь же часто, сколь эти движения близки к гармонии, так что одно светило проходит равное расстояние быстро, а другое — медленно в гармонической пропорции. Отношения эти подвержены изменениям и встречаются не часто, ибо одна и та же планета [движется] то быстрее, то медленнее. Тем не менее указанная причина еще не подтверждена опытом, и не создан еще метод, который позволил бы исследовать гармонии такого рода.

Г. ДРУГИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПРИЧИНЫ.

[Легковесные причины, предлагаемые астрологами, противопоставляются основательным причинам, предлагаемым земледельцами.]

Тезис 49.

Астрологи ищут нелепую причину общего предрасположения года во вступлениях Солнца в [знак] Овна, ибо [предрасположения] четырех времен года — от четырех кардинальных знаков, а [предрасположения] месяцев — от фигур лунации*8, словно погода — нечто определенное, вроде человека, рождение которого может быть разумно исследовано, а не часть небесных движений, или словно так, как будто бы на Земле можно в один миг вернуть новое лето. Земля действительно подвержена изменениям под действием аспектов весенней фигуры*9, если таковые имеются, но только в тот день; в предыдущий же и в последующий дни [она изменяется] под действием аспектов, которые возникают в те дни. Но ничто не может быть более нетерпимым, чем то, что некоторые астрологи видят свою почти единственную заботу в том, чтобы с какой-то детской доверчивостью распределить 12 домов среди 7 планет без всякого к тому здравого философского основания; они измышляют тирании и мгновенные превратности судьбы империй, словно какой-нибудь кучки людей. Из такой [направленности их ума] проистекли все магические и астрологические предрассудки. Мы признаем, что кое-где истинные результаты могут быть извлечены из упомянутого распределения [домов среди планет], как, например, у Сатурна, которому приданы земные знаки, но такая [атрибуция] имеет другие причины; кроме того, у других планет, например, у Юпитера она приводит к ложным результатам. Некоторое время назад астролог Штёфлер*10 косвенно отверг эту безосновательную часть астрологии по физическим причинам (что избавляет от необходимости искать подтверждения у врага [астрологии Пико] делла Мирандолы*11); и действительно, опыт ежедневно отвергает ее, ибо по истечении стольких столетий астрологи даже не удосужились узнать точное время наступления равноденствия, на что указал Тихо Браге*12. Дайте им выбрать несколько кардинальных фигур за прошлые годы, и пусть они сравнят их с тем, что было наблюдено; я укажу им [астрологам], что они называют неверное время и что даже истинные фигуры, изученные этим ложным методом, приводят к противоречию с [наблюдаемыми] условиями следующего года. В грядущем году Солнце вступает в знак Овна 20-го марта на закате, когда Юпитер восходит в Весах; астрологи будут думать, будто Близнецы должны вот-вот взойти согласно Прусским таблицам. Но из этого нельзя сделать никакого общего заключения. Ибо Юпитер действительно входит в силу 8-го апреля, когда он будет находиться в оппозиции с Солнцем. Но 10-го и 11-го мая Сатурн превзойдет его, ибо в те дни он будет в оппозиции с Солнцем.

Тезис 50.

Но я не отвергаю здесь наблюдения древних авторов Гесиода, Арата, Вергилия и Плиния, равно как и современных наблюдений земледельцев, которые ежегодно по восходам звезд и фазам Луны судят о будущей погоде во время, когда они наблюдают эти события (или незадолго до этого). Ибо они наблюдают эти вещи не как магическую фигуру на небесах и не как причину будущего предрасположения (так как в другие годы их предсказания иные), а как признак общего земного предрасположения, каким оно складывается в данный момент и продолжается совсем недолго, продолжительность же и законы [этого расположения] в другое время не известны, о чем я готов спорить.

Тезис 51.

Замечено, однако, что в исследовании универсальных свойств, о которых идет речь, существует краткий цикл. Ибо даже земледельцы (постигающие этот круг вопросов наиболее проницательно) ожидают очень холодной зимы после испепеляюще жаркого лета. А если какая-то часть зимы выдается неестественно теплой, то они ожидают, что остальная часть зимы будет гораздо более холодной. Если же зима наступила резко и быстро, то весна будет поздней, если множество аспектов, которые обычно встречаются в это время года, находятся в согласии между собой.

 


ПРИМЕЧАНИЯ

*1 Геометрический угол — угол, который может быть построен с помощью циркуля и линейки. Гармонический угол — угол, связанный с 8 гармоническими отношениями движения (см. тезис 38), один из 8 аспектов, используемых Кеплером в астрологических предсказаниях (с углами 0°, 60°, 72°, 90°, 120°, 135°, 144° и 180°).

*2 В своем сочинении "Предвестник космографических открытий, содержащий тайну мироздания относительно чудесных пропорций между небесными кругами и истинных причин, числа и размеров небесных сфер, а также периодических движений, изложенных с помощью пяти правильных тел Иоганном Кеплером и Вюртемберта, математиком достославной провинции Штирии" (1597 г.) Кеплер, попеременно вписывая в сферы и описывая вокруг сфер пять платоновых тел, нашел геометрические пропорции — основы гармонии мира, поиском которой он занимался всю жизнь.

*3 Замысел сочинения “О гармонии мира” Кеплер вынашивал долгие годы. Первый вариант был завершен 27 мая 1618 г. В “Гармонии мира” дан вывод третьего закона движения планет, связывающего период обращения с размерами орбиты.

*4 Т.е. имеющие величину в 72, 144 и 135 градусов.

*5 Schematismos (греч.) - термин античной астрологии, обозначающий дуговой аспект между планетами или зодиакальными знаками.

*6 По Аристотелю, все живое наделено душой. В зависимости от обладания способностями питаться, испытывать ощущения, двигаться или покоиться в пространстве и наличия разума различают три рода души: растений, животных и человека. Так как, по Кеплеру, Земля не относится ни к одной из этих категорий и вместе с тем обладает способностью воспринимать геометрию, ее душа должна быть особого — четвертого рода.

*7 Парацельс, Филипп Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм.

*8 Фигуры лунации — гороскопы новолуний (и полнолуний).

*9 Весенняя фигура — гороскоп на вступление Солнца в знак Овна.

*10 Иоганн Штёффлер (1452 - 1531) - выдающийся немецкий астролог, астроном, математик, профессор математики Тюбингенского университета. Составлял календари, вычислял таблицы, построил астролябию, выпустил альманах с эфемеридами на 1489 - 1531 гг., где были также и его астрологические предсказания. Одним из первых указал, как исправить ошибки юлианского календаря.

*11 Речь идёт о трактате Пико делла Мирандолы "Против предсказательной астрологии" (1495), который вызвал ожесточённые споры в учёной среде.

*12 Кеплер имеет в виду, что и “Альфонсинские таблицы” (на основе системы Птолемея) и “Прусские таблицы” (на основе системы Коперника) давали систематическую ошибку в положении Солнца примерно в полградуса, исправленную только благодаря наблюдениям Браге.


Вернуться к началу трактата

Перейти к следующей главе


Обсудить на форумах A*R*G*O


Комментарии > Научные публикации

На титульную страницу


TopListbe number one