Первоисточники -> Труды

 
Трактат о небесных явлениях



Сыма Цянь

"Тянь-гуань шу" ("Трактат о небесных явлениях")


Сыма Цянь - знаменитый китайский историк и астролог. Он родился примерно в 145 г. до н.э. Его отцом был придворный астролог-историограф Сыма Тань. Сыма Цянь начал службу при дворе в качестве чина дворцовой охраны; через три года после смерти отца унаследовал его пост и получил доступ к императорским архивам. Он руководил работой по усовершенствованию календаря, результатом которой стал календарь"Тай чу ли", обнародованный в 104 г. до н.э. В 99 г. до н.э. Сыма Цянь вступился за сдавшегося в плен хуннам военачальника Ли Лина, навлёк на себя гнев императора, был заключён в тюрьму и подвергнут оскоплению. После освобождения занял должность главного секретаря гос.канцелярии и продолжил работу над первым в Китае историко-биографическим трудом, начатым его отцом. Это произведение - "Ши цзи" (Исторические записки) - ставшее каноническим для китайской историографии, было завершено в 92 г. до н.э.

Сыма Цянь придерживался взгляда на мир, наиболее отчётливо выраженного в построениях его учителя Дун Чжуншу: Вселенная мыслилась как единый континуум, в котором мир людей и мир природы взаимосвязаны и подчинены всеобщим законам. Зависимость между миром небесных тел и обществом, делами управления, поведением государя, подданных и т.п., выражается в системе соответствий, подчиняющейся схемам взаимодействия сил инь и ян и "пяти элементов" (у син). Этими соответствиями Сыма Цянь объяснял различия в принципах гадания, существовавших в разных районах, особенности рельефа, определяющие черты национального характера разных народов, судьбы исторических личностей и династий. Движения планет могут влиять на урожай, определять судьбы войн: небесные знамения указывают, каким образом поступить правителю, и являются реакцией Неба на поступки людей, прежде всего самих правителей.

Астрологический трактат "Тянь-гуань шу", фрагменты из которого предлагаются вашему вниманию, является составной частью "Исторических записок". 


[Юпитер:]

Изучение пути Солнца и Луны служит для того, чтобы рассчитать прямое и попятное движение планеты Суй-син ("Звезда года" - Юпитер). Говорят, [что планета связана с] Востоком и стихией дерева, ведает [делами] весны, [действенна] в дни под знаками ЦЗЯ и И. Утрачивающему справедливость кара приходит от планеты Суй-син. Когда планета Суй-син быстро продвигается вперёд или отходит на время, то по месту её нахождения на небе [определяют] судьбы государства. Государство, [в созвездии которого] находится планета, не может идти в поход, не может наказывать людей. Когда планета стремительно проходит созвездие и идёт вперёд, это называется ИН, когда она отходит из созвездия назад, это называется СО. Когда планета быстро движется вперёд, то у государства, [с нею связанного], войска, втянутые в военные действия, не возвращаются; когда планета отходит, то в государство приходит беда, военачальники гибнут и государство клонится к упадку. Если же в место, занимаемое планетой Суй-син, проследуют все пять планет и соберутся в одном созвездии, то государство, находящееся под [покровительством] этого созвездия, сможет с помощью справедливости достигнуть [власти] над всей Поднебесной. ...

[Марс:]

Наблюдением за эманациями твёрдых тел определяется местоположение планеты Ин-хо (Марс). Говорят, что планета связана с югом, со стихией огня, она ведает делами лета, она [действенна] в дни под циклическими знаками БИН и ДИН. Когда утрачивается ритуал, то наказания исходят от планеты Ин-хо. Это проявляется в утрате планетой Ин-хо [регулярности] своего движения. Когда [Марс] появляется, возникают военные действия; когда он скрывается, войска распускаются. Согласно расположению планеты определяются судьбы [соответствующего] государства. Планета Ин-хо ведёт к непокорности и бунту, жестокости и бесчеловечности, болезням, трауру, голоду, войне. ...

[Сатурн:]

Для определения положения планеты Чжэнь-син (Сатурн) берётся встреча её с созвездием Доу (звёзды Стрельца) во время движения планеты. Говорят, что планета связана с центром [неба] и стихией земли; она ведает делами последнего месяца лета, [она действенна] в дни под циклическими знаками У и ЦЗИ. [Планета Чжэнь-син] - это Жёлтый император - Хуан-ди [на небе], который ведает добродетелями, она - образ женщины-правителя. Каждый год планета Чжэнь проходит одно созвездие, и государство, покровительствуемое этим созвездием, счастливо. [Если Сатурн] останавливается там, где он не должен был пребывать, или, уже уйдя, возвращается обратно и ещё остаётся в этом месте, то государство приобретает земли, а в другом случае приобретает и женщин. ...

[Венера:]

Изучая движение Солнца, определяют положение и место планеты Тай-бо (Венера). Говорят, что планета связана с западом и осенью, наблюдает за военными делами, она действенна в дни под циклическими знаками ГЭН и СИНЬ, ведает казнями. В случае убийств и утрат наказание исходит от планеты Тай-бо. Когда планета Тай-бо утрачивает регулярность [прямого] движения, созвездие, в котором она находится, определяет судьбы государства. ...

Когда планета [Тай-бо] пересекается с отдельной планетой, быть малой битве; когда сходятся все пять планет, быть большой битве. Когда во время взаимного схождения [с другими планетами] Тай-бо восходит к югу от них, то терпят поражение южные государства; когда она восходит к северу от них, то терпят поражение северные государства; когда Венера движется быстро, [преобладает] военное начало; когда она не продвигается, [преобладает] гражданское начало. ...

[Меркурий:]

Изучая встречи Солнца с созвездиями, определяют положение планеты Чэнь-син (Меркурий). Говорят, что планета [Меркурий] связана с севером, стихией воды, с духом Великого скрытого (т.е. Луны), она управляет зимой, она [действенна] в дни под циклическими знаками ЖЭНЬ и ГУЙ. Когда ошибаются в наказаниях, то кара исходит от планеты Чэнь-син, поэтому в созвездии, в котором находится планета, решается судьба государства. ...

Если [Меркурий] появляется, пропустив своё время, тогда вместо холода наступает тепло, а когда должно быть тепло, становится, наоборот, холодно. Если [Меркурий] должен появиться, а не появляется, это Цзи цзу ("Нападение на солдат"), и [действительно] возникают большие военные действия. ...

[Предсказания, связанные с Солнцем]

... Когда происходит затмение Солнца, то это неблагоприятно для тех мест, где оно случилось; если же затмение повторяется, оно уже благоприятно для этих мест; когда же затмение наиболее полное, значит, на престол взойдёт правитель. Если взять прямое восхождение [Солнца] и созвездие, в котором оно находится, да ещё учесть солнечное время, тогда можно определить судьбу государства, находящегося [под покровительством] этого участка неба.

[Предсказания, связанные с Луной]

... Затмения Луны постоянны, а солнечные затмения не так щедры. [Когда затмения проходят в дни] под циклическими знаками ЦЗЯ и И, это касается земель, находящихся за пределами четырёх морей [Китая], и поэтому гаданий по Солнцу и Луне не делают. [Когда затмения проходят в дни] под циклическими знаками БИН И ДИН, это касается рек Янцзыцзян и Хуайхэ, земель между морем и горой Дайцзун. [Когда затмения проходят в дни] под циклическими знаками У и ЦЗИ, это касается центральной области, рек Хуанхэ и Цзишуй. [Когда затмения проходят в дни] под циклическими знаками ГЭН и СИН, это касается земель к западу от горы Хуашань. [Когда затмения проходят в дни] под циклическими знаками ЖЭНЬ и ГУЙ, это касается земель к северу от гор Хэншань. Затмения Солнца [имеют отношение] к правителю государства; затмения Луны - к военачальникам и советникам, которые служат государю.

Перевод Р.В.Вяткина


Обсудить на форумах A*R*G*O


Первоисточники > Труды

На титульную страницу


TopListbe number one