Фарида Асадуллина, Денис Куталёв

История глазами астролога

(фрагменты из книги)

Авторы книги  (21 кб)

 

Sic transit gloria mundi -

Таков транзит мунданной славы.

 

Из Главы 1. 

Введение в тему: Астрология и История

Судя по дошедшим до нашего времени источникам, древних астрологов разных регионов мира объединял интерес к глобально важным и значительным событиям, таким как воцарение или смерть правителя, победа или проигрыш в войне, бедствия типа засухи, мора и наводнения. А жизнь отдельного, рядового человека не считалась значимой и достойной особого сообщения Небес. Поэтому древнейшая астрология была, пользуясь современным термином, мунданной.

Мунданная астрология (мировая астрология) – отрасль астрологии, изучающая глобальные явления на Земле (в противоположность индивидуальной астрологии), как в социально-политической сфере, так и в природной: судьбы наций и других больших групп людей, метеорологические, климатические, сейсмические явления и т.п.

Предполагалось, что можно “прочитать” волю небес, и более того, предотвратить грядущие бедствия посредством жертвоприношений, молитв и прочих ритуальных действий. В силу того, что астрологическая практика была по своей сути общением с богами, а также была тесно связана с политикой, властью, важными для народа решениями, носителями астрологического знания были жрецы, или советники правителей.

Современные астрологи при изучении этой области знания зачастую акцентируют своё внимание на сугубо астрологических методах, забывая о том, что изначально астрология была частью целостного восприятия и понимания мира. Поэтому, когда мы говорим о древнейшей форме астрологии, мы должны понимать, что людей интересовали не только и не сколько звёзды, планеты и прочие астрономические реалии, а вся непрерывность течения жизни и нерасчленимая цельность мироздания.

Конечно, со временем события земные и небесные стали различаться. Делами земными стали со временем заниматься другие специалисты, а астрологам в наследство осталось небо.

Довольно рано в истории астрологии обратила на себя внимание цикличность определённых небесных событий (цикл фаз Луны, солнечный год, возвращение планет на одно и то же место друг относительно друга и относительно звезд). Это умение рассчитывать циклы делало “связанные” с ними события предсказуемыми, а значит – не настолько пугающими. Интересно отметить, что довольно рано возникла идея связывать некоторые небесные реалии с регионами на Земле, со странами и народами.

Следующим важным этапом в развитии астрологического метода был отказ от учёта тех явлений, которые нельзя было вычислить и спрогнозировать. Например, падающая звезда, полет птиц, условия видимости планет и т.п. перестали считаться значительными событиями с точки зрения астрологов. Именно идея закона, представленная цикличностью, полагалась наиболее существенной для понимания событий жизни.

Важно подчеркнуть, что изначально астрология изучала циклические явления жизни, а не отдельные одномоментные события – и потому идея выделения особых моментов, определяющих всю последовательность последующей жизни, появилась достаточно поздно. Лишь за несколько веков до нашей эры  астрологи пришли к убеждению, что момент рождения конкретного – любого – человека определяет всю его дальнейшую судьбу. Зародилась индивидуальная астрология, астрология гороскопов. Гороскоп (астрологическая карта) как отражение реального положения небесных тел в отдельный момент времени в конкретном географическом пункте вытеснил более древний подход в астрологии - изучение только значимых факторов явлений в их временной развёртке. И по сей день многие астрологи воспринимают ход времени как набор моментов, для которых можно составить калейдоскоп гороскопов, а не как непрерывность потока времени.

Фактически, торжество гороскопной астрологии явилось выражением линейного подхода к истории. Гороскоп может быть сделан на любой момент, выбранный астрологом как значимый; и этот момент (гороскоп) будет определять последующие события независимо от других обстоятельств.

С изобретением гороскопа его стали применять и в мунданной астрологии. Гороскопы стали составляться на основание городов (например, Рима), на возникновение государств. На полном серьёзе начались поиски гороскопов первого человека, сотворения Мира, рождения народа…

С этого времени стала закатываться звезда традиционной мунданной астрологии в её древнейшей форме. С внедрением гороскопной методики была утеряна изначальная логика рассмотрения мировых событий как непрерывных, вплётенных в циклическую закономерность развития.

Эти тенденции окончательно возобладали в европейской культуре с эпохи Нового времени. В эпоху Просвещения идея прогрессивного развития истории стала общепринятой. Оптимизм и лихость просветителей, веривших в примат разума и непременную поступательность процесса познания, отбросили идеи циклизма, целостности и многомерности бытия как предрассудки. В числе многих ценных опытов и концепций, и астрология была с презрением отвергнута наукой Нового времени как средневековое суеверие. Разумеется, и астрологи были людьми своего времени; хоть они и рассорились с учёными, они попытались применить новые “прогрессивные” подходы в своей области. И в итоге, астрология практически лишилась таких ключевых своих оснований, как принципы целостности и цикличности.

Возможно, именно в этом обстоятельстве кроется ответ на загадку: всё-таки почему, несмотря на неизбывный интерес к судьбам народов, государств, цивилизаций, мунданная астрология и по сей день осталась до смешного слабо оснащенной, переполненной наивными архаическими представлениями о государстве, роли личности в истории, логике развития этносов и культуры…. А ведь вместе с тем, как мы только что убедились, именно принципы древней мунданной астрологии, так и не получившие своего развития, содержат в себе зерно истины. Именно она представляется нам внутренне непротиворечивой, поскольку в ней наличествует соразмерность способов изучения самой природе мировых явлений. И если всё же обратиться к циклической логике мунданной астрологии, то становится очевидным, что события, происходящие, к примеру, на пиках циклов, смысловым образом отличаются от промежуточных событий. То есть, в основе циклического подхода лежит представление о времени как нелинейном, неравномерном процессе. Но неверно было бы говорить о том, что история движется по кругу: ведь события не повторяются буквально и точно, уместнее было бы обратиться к спиральной модели развития вообще и истории в частности.

Спиральность принизывает всю ткань живого. Даже те, кто верит в линейность жизни – например, от рождения до смерти, от дикости до цивилизованности или от грехопадения до Страшного суда  и т.п. – не могут отрицать цикличность как механизм развёртывания жизненных процессов: общеизвестны циклы сна и бодрствования, сезонной активности, цикличность кровообращения, пищеварения; приливов и отливов мирового океана и т.п. Женщин вообще не приходится убеждать в фундаментальности циклов в основополагающих процессах жизни; само таинство зарождения жизни связано с циклом Луны.

Вместе с тем, ещё Протагор сказал, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Цикличность все же нельзя понимать как буквальное повторение тех же событий. Каждый процесс характеризуется сочетанием особенностей и уникальности конкретного явления и более фундаментальных ритмов жизни, отражающих логику глобального масштаба.

Именно спиральная модель развития естественно присуща астрологии. Астрология построена на основе таких циклических явлений, как периодичность движения планет и осевое вращение Земли. При этом небесная конфигурация никогда в точности не повторяется, отражая уникальность каждого момента времени.

Таким образом, мы считаем правомерным сочетание линейной логики и спиральной парадигмы в исследованиях судеб народов и государств. Циклический подход сам по себе не даёт конкретики при попытке анализа отдельных явлений, событий, связанных с отдельной страной; в свою очередь, при линейном, гороскопическом подходе утрачивается возможность соотнесения события с общемировой перспективой.


Итак, историческая наука и астрология, каждая своими средствами, направлены на постижение сущности мировых процессов. Но при этом ни одна из сторон не смогла окончательно добиться этой цели. Умозрительность метафизических построений как руководящий принцип не позволяет реально оценивать и прогнозировать конкретные исторические события. Но и сугубо фактологический подход и попытка статистических оценок в гуманитарной области лишают правильной перспективы и огрубляют комплексные многоуровневые процессы. Эти крайности характерны как для астрологии, так и для науки.

Кроме того, между исторической наукой и мунданной астрологией в последние столетия пролегла глубокая межа. Историки пренебрегают концептуальной мощностью и многотысячелетними наблюдениями астрологии. Однако астрология - это дисциплина, специализирующаяся на изучении и сравнительном анализе циклических процессов, и это не может быть неважно для историков. Безусловно, историки могут объяснить со своей точки зрения, почему случаются войны. Астрологические методы в данном случаи более точны и результативны: в сочетании с методами статистики удалось выявить значимые астрологические показатели вероятности вспышки войны, причём с высоким уровнем вероятности (см. статью Р. Дуларда "Войны и циклы планет"). Всем известны результаты исследований выдающегося отечественного учёного А.Л.Чижевского, продемонстрировавшего несомненную корреляцию циклов солнечной активности и периодов социальной напряженности, вспышек эпидемий и эпизоотий. Менее известен тот факт, что, как показали исследования современного канадского астронома Т. Ландшайдта, солнечная активность, в свою очередь, может быть спрогнозирована с высочайшей степенью вероятности по такому сугубо астрологическому фактору, как определённые конфигурации определённых планет.

Еще один любопытный факт. Казалось бы, что, кроме положения правителя нашего государства, может объединять таких разных личностей, как граф Львов, Керенский, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачёв и Ельцин? У всех этих людей разные исторические судьбы, политические убеждения и психологические портреты. Однако астрологические методы позволили нам выявить убедительное сходство определённых показателей, статистическая вероятность которого исчезающе мала. Видимо, этот астрологический фактор является выражением архетипа правителя России 20 в, который не улавливается никакими другими методами, включая исторические (подробнее об этом мы поговорим в одной из следующих глав). Поэтому историкам не следует открещиваться от изучения подобных альтернативных методов исследований.

Печально, что и астрологи грешат некомпетентностью - не только в области современных исторических концепций, но даже в отношении к первоисточникам и к опоре на достоверные данные. Но неплохо было бы осознать плодотворность тесного сотрудничества взамен взаимного пренебрежения. Нам кажется небезнадёжным обратиться к изучению мировых явлений с помощью астрологического инструментария, и попытаться выстроить внутренне непротиворечивую систему современной мунданной астрологии. Это необходимо не только астрологам, занимающимся мунданными вопросами, но может оказаться плодотворным и в решении проблем исторической науки.

Примирение астрологии и истории, равно как и возвращение к истокам мунданной астрологии не является для нас самоцелью. Само по себе невредное прояснение изначальных принципов не гарантирует истинности и продуктивности подхода. Мы не первые, кто задумались над этой проблемой. Ряд астрологов 20 века уже осознал необходимость изучения не только личностей, но и общества, причем методами, отличными от гороскопных методов, “расчленяющих” время. Это происходит в русле общих тенденций второй половины 20 века: во многих областях науки, искусства и вообще в культуре обозначились тенденции к отказу от позитивизма (с его склонностью к механистическому расчленению и дифференциации) и возвращению к целостному переживанию мира. Однако, несмотря на первые шаги в данном направлении, приходится констатировать недостаточность применяемых методов и техник современной мунданной астрологии. Взятая каждая по отдельности, они несомненно имеют свой астрологический смыл, но удручает отсутствие систематизации, общепринятых стандартов.


Как действует в своей работе мунданный астролог? Обычно первостепенная задача для него – поиск “истинного”, якобы объективно существующего момента времени, который является ключевым для понимания мировых процессов того или иного масштаба. Среди мунданных астрологов даже стало своеобразной манией искать единственно верную, самую “первую” карту страны, нации и т.п., которая бы описывала всю ее историю. Во-первых, это практически невозможно: сколько астрологов, столько и мнений, что же считать “рождением”. Причем важность выбора гороскопа в такой логике чрезвычайно велика. Трудности в поиске момента рождения страны, например, вполне понятны. Как возможно установить момент и место рождения материка? Острова? Реки? Конечно, все эти объекты когда-то возникли и когда-нибудь, видимо, исчезнут. Но ведь это происходит в таких масштабах времени, когда невозможно определить не только момент, но и год, декаду, век, а то и тысячелетие.

Рождение народа не менее сложное явление. Это ведь не рождение конкретного первого ребёнка, первого русского, эвенка или византийца. Это протяженный сложный процесс, по поводу которого нет единого мнения даже среди специалистов-этнологов. Здесь необходимо учитывать множество факторов, таких как генофонд, климат, ландшафт, политика, средства производства, народные обычаи, религия, метисация, миграция, ассимиляция, и мноное другое. Многомерность феномена, описываемого словом “народ”, не позволяет нам всё уместить в один гороскоп, привязанный к моменту и месту постоянно изменяющейся реальности.

Конечно, каждый конкретный гороскоп, например, конституции страны, имеет отношение к судьбе народа, но до какой степени? А если было несколько конституций? Которая из них важнее?

Во-вторых, проблема усугубляется тем, что у нас нет точки отсчёта при оценке значимости глобальных исторических событий, нет по сути безусловного критерия, что считать началом мунданной реальности. Например, конституция появляется не в мгновение ока: в начале возникает в ней потребность, разрабатывается проект, утверждается, обсуждается, вносятся поправки и т.д. В какой-то момент конституция проходит ту или иную процедуру утверждения, обнародования. А затем - она может отмениться, обрасти биллями, или вовсе не реализоваться, или упраздниться. В конце концов, она может остаться номинальной.

В-третьих, в один момент времени в одном месте может произойти несколько событий разного масштаба. Очевидно, что гороскопы, скажем, собаки, короля, тайфуна, написания книги, закладки здания, свадьбы, хирургической операции, момента принятия важного внутреннего решения, объявления войны, взрыва ядерной бомбы, полёта в космос, образования государственного союза, конституции, инаугурации - все они должны рассматриваться, исходя из их природы и сущности. Но, что довольно странно, среди астрологов не принято различать уровни проявления астрологических символов, выбор значений чаще всего делается интуитивно. К примеру, практически в любом учебнике по астрологии можно прочитать, что Луна символизирует мать, женщин вообще, маленьких детей, осадки, питание и пищеварительный тракт, народные массы, подсознание, морепродукты, интуицию, плодовитость, способность к адаптации, добродушие, тучность, ночное время суток, серебро, жадность, чувствительность, динамику фондового рынка, биологию, национальные ресурсы… - и всё это нередко даётся без всякой системы и оценки уровня влияния. Согласитесь, что выбрать среди всех этих значений то или те, которые адекватны конкретному случаю, весьма затруднительно.

В мунданной астрологии эта проблема наиболее значима: если в индивидуальной астрологии шкала значений определена всегда одним и тем же масштабом – отдельно взятым человеком, то здесь масштаб события и границы объекта весьма многозначны. К примеру, в натальной астрологии издревле считалось, что Венера и Юпитер являются самыми “благодетельными” планетами, и ребёнок, рождённый во время гармоничного взаимодействия этих планет, будет счастливым, удачливым, красивым и богатым. Так оно обычно и бывает. Но если мы увидим такое взаимодействие в гороскопе государства, то скорее всего это будет связано с авторитарным принятием решений, тоталитаризмом, жёсткой захватнической политикой и тому подобными проявлениями (такую интерпретацию мы докажем на примерах в последующих главах).

В-четвёртых, в зависимости от выбранных критериев, историческая значимость конкретного события оценивается по-разному. Факты, сходные с позиций здравого смысла, нередко являются внешними проявлениями феноменов, совершенно разных по внутреннему содержанию – и бессмысленно выхватывать отдельные события из исторического контекста без учёта этого. Скажем, реставрация монархии во Франции в середине 19 в. считается в исторической науке событием реакционным, регрессивным, антидемократическим. Но восстановление монархии в Испании в 1975 г., напротив, повлекло за собой уход от консервативной политики и торжество демократии, что воспринимается в общественном сознании положительно. Следовательно, смысл происходящего раскрывается только в конкретном культурном контексте.

К сожалению, в современной астрологии при оценке исторических событий устоялась практика пренебрежения иерархией значений астрологических факторов. Шаткость критериев важности событий усугубляет эту болевую точку мунданной астрологии.

Иногда доходит до курьёзов. К примеру, возьмём нашу историю последних лет. Все мунданные астрологи мира тщательным образом искали момент рождения новой России. И на Западе почему-то особое внимание привлёк гороскоп на момент сообщения в СМИ о поднятии “нового” российского флага - триколора - над Кремлём. В силу недостаточного знания конкретной ситуации западные астрологи спроецировали на этот факт свои социокультурные оценки, что привело к искажению и преувеличению судьбоносности этого акта. Отечественные астрологи никак не могли понять, почему среди всех драматических событий тех переломных лет (1990-91 гг.) было выбрано именно это - малозаметное и не повлекшее за собой никаких изменений ни в политической, ни в культурной жизни страны, ни с точки зрения самосознания народа. Спросите у любого человека на улице, помнит ли он дату поднятия триколора над Кремлем. Самое естественной реакцией будет: "Нет, конечно. А зачем её помнить?"... Вот она, четвёртая власть на Западе! Кстати, этот самый трёхцветный флаг до сих пор не устоялся в качестве символа новой России, наряду с ним многие предлагают вернуться к красному флагу, а кто-то - и к царскому стягу…

Решение этой проблемы не должно быть уделом лишь интуиции. Когда мы изучаем гороскоп конкретной сущности, мы должны представлять себе его природу, его “анатомию” и “физиологию”, его среду и исторический опыт. Конечно, астрологу, консультирующему по медицинским вопросам, следует быть врачом; астрология брака и семьи предполагает знание психологии; предсказателям погоды необходимо быть сведущим в метеорологии... А вот мунданному астрологу (в зависимости от сферы его интересов) требуется владение такими предметами как история, политология, культурология, этнология, право, экономика, социология, антропология, футурология – и рядом других дисциплин. Дело в том, что само понятие мунданной астрологии понимается очень широко: сюда входят политические прогнозы (как для конкретных лидеров, так и для партий, народов, государств), оценка международных отношений, военная астрология, финансовая астрология, изучение стихийных бедствий, эпидемий, техногенных катастроф, метеорологические прогнозы, поиск исторических закономерностей цивилизации и многое другое. Общим знаменателем здесь является широкий масштаб и комплексность исследуемых явлений. Очевидно, что эта интригующая многообразная отрасль астрологии требует от исследователя осознания своих личных ограничений в компетентности.

Далее, если момент рождения всё-таки выбран, астролог обычно не знает, что с полученном гороскопом рождения делать. Вызывает законное недоумение тот факт, что даже ведущие мунданные астрологи затрудняются дать (обычную для натальной астрологии) интерпретацию мунданного гороскопа, попросту охарактеризовать природу события или явления и объяснить значение хотя бы аспектов и планет в этой карте. Можно сказать, что для натальной астрологии умение интерпретировать карту является базовым уровнем компетенции астролога. Таким образом, получается, что стандарт мунданного астролога гораздо ниже даже начального уровня астролога, работающего с картами людей. Это связано с тем, что фактически отсутствует алфавит мунданной астрологии, а это в свою очередь вызвано отсутствием необходимых исследований по проверке расхожих представлений о влиянии планет, знаков и пр., и пр.

Существуют остроумные способы обойти проблему выбора момента рождения: астрологи строят карту не на исторически заметные события, а на считающиеся значительными астрологические явления – скажем, соединения “дальних” планет или затмения. Конечно, мы не будем отрицать, что подобные гороскопы позволяют оценить общую динамику исторических процессов. Но подобные события всё же являются общепланетарными, то есть место их реализации – вся Земля, или, по крайней мере, большой регион. Распространено мнение, что затмения влияют прежде всего на области, где их можно наблюдать. Если опираться на такой подход, то что можно сказать, к примеру, о затмении в августе 1999 года, которое было видно во всей Центральной Европе, на Балканах и на Ближнем Востоке? Вряд ли на всех этих территориях должны были произойти одинаковые события. Поэтому данный метод слишком приблизителен и не позволяет проникнуть в суть происходящего, а тем более спрогнозировать ход событий в конкретных случаях.

Аналогичная ситуация складывается с изучением циклов дальних планет (Уран, Нептун, Плутон). Несомненно, просматривается их астрологическая связь с ритмом цивилизаций (например, см. упомянутое выше исследование ритмических закономерностей в возникновении войн Роберта Дьюларда). Но опять же, конкретика утекает сквозь пальцы. Насколько полезно знание о том, что в определенные годы вероятность большой войны очень высока, если нет способа узнать, где, между кем, на какой почве, с каким результатом она произойдёт?

Еще один любимый астрологами, но не дающий конкретных выводов метод – к тому же вызывающий сомнения в его астрономической корректности – метод ингрессий, т.е. построение гороскопа на момент вхождения планеты в новый знак Зодиака. Начнём с того, что границы зодиакальных знаков – это не астрологическая реалия, а порождение культуры, система координат. Согласитесь, довольно странно ожидать драматических изменений в мире только потому, что когда-то в древности ближневосточные астрономы решили для удобства разделить эклиптику на 12 секторов (а в других культурах - на 8, или 13, или 28...), причём договорились отсчитывать их от точки весны. Можно пойти дальше: даже если мысль способна вызывать события и определять бытие людей, как можно рассчитывать на подчинение вулканов, наводнений, стихии, атмосферных явлений договоренностям астрономов? Вдобавок, точный момент ингрессии астрономы научились вычислять совсем недавно. Даже во времена Галилея и Кеплера это было невозможно, хотя и в их эпоху астрологи использовали карты “точных” моментов ингрессий с большой охотой. Не следует также забывать, что момент ингрессии остаётся единым для всей Земли. Много ли это дает для выяснения резонанса данного события с жизнью конкретных стран и народов?

Итак, хотя каждый из приведённых методов имеет своих сторонников, их астрономическая обоснованность не очень убедительна. Очевидно, что трудности привязки значимых (с точки зрения астрологии) астрономических событий к конкретным регионам и нациям – ещё одна из самых насущных проблем мунданной астрологии. 

Неразвитость методик мунданной астрологии, отсутствие проверяющих и подтверждающих исследований зачастую компенсируются мифотворчеством. Например, популярным приемом в мунданной астрологии является соотнесение конкретных стран со знаками Зодиака. Под каким знаком Россия? На этот вопрос астрологи отвечают чуть ли не хором: под Водолеем, конечно!!! А мы вот задались вопросом: а почему, собственно? Если отбросить мифы, легенды и мистические откровения как источники мнений, то мы убедимся, что никаких именно астрологических оснований для такого утверждения нет. Подвергнув астрологическому анализу историю нашего Отечества за последнюю тысячу лет, мы выяснили, что знак Водолея никак не является доминирующим в значимых событиях (равно как и управляющий им Уран). Вообще, характеристики Водолея и Урана (на основании нашего опыта) вовсе не характерны для российского народа. Мы считаем, что не стоит отходить от собственно астрологического, качественного понимания явлений, подменять их оценочными, морально-этическими оценками. Характерными проявлениями Водолея в астрологии являются отстранённость от переживаний других, доминирование искусственности над естественностью, примат абстрактной мысли, разума над чувствами, и жёсткость поведения (не будем забывать, что Водолей - фиксированный знак, управляемый Сатурном). А где же пресловутая отзывчивость русского народа, стремление к природным корням, тайна русской души, мир глубоких чувств?! ;-)

Что касается соотнесения прочих стран со знаками Зодиака, то тут ситуация не менее туманная. На каких основаниях строится эта классификация? Как выясняется, многие из этих соотнесений базируются на птолемеевской системе плоской Земли, согласно которой Средиземноморье является центром мира, а Америка, Дальний Восток, Австралия и т.п. вовсе не учитываются. Согласитесь, мы уже несколько больше знаем о мире, чем во втором веке! Да и политическая карта мира претерпела (и претерпевает) множество изменений.

Существующий хаос представлений и методов мунданной астрологии скорее характерен для искусства, опирающегося на интуицию. Может быть, поэтому современные работы мунданных астрологов сродни гадательным, мантическим. Они не дают, да и не следует надеяться, что могут дать достоверные описания мировых процессов и событий. Неудивительно, что прогностическая ценность результатов современной мунданной астрологии остается сомнительной. 


Итак, несмотря на большие потенциальные ресурсы мунданной астрологии, современная ситуация в этой области оставляет желать лучшего. Мы решили (по мере наших скромных сил) попробовать изменить эту ситуацию и посмотреть, способно ли вообще применение астрологии привести к более глубокому пониманию природы глобальных процессов. Не претендуя на окончательность и полноту, мы задались следующей целью: найти подходы к целостной интерпретации, добиться диагностичности, прогностичности мунданной астрологии, учёта разноуровневости событий, а также анализа взаимной резонантности событий, т.е. подойти к решению главной, с нашей точки зрения, проблемы – проблемы выявления объекта мунданной астрологии, т.е. того многомерного организма, который включает в себя понятия (но не исчерпывается ими) “страна”, “территория”, “народ”, “государство”, “культура”, “цивилизация”. В дальнейшем этот объект мы будем условно называть “культурным архетипом”

Наша исходная посылка заключается в том, что ни один гороскоп не может охватить все времена, уровни и проявления культурного архетипа, всю множественность значимых событий, поворотов судьбы. По-видимому, более адекватным было бы найти некий камертон, повторяющийся алгоритм, определённый астрологический паттерн, который бы отражал суть архетипа и проявлялся бы во всех значимых событиях – как прошедших, так и грядущих. Мы сделали акцент на периодах и моментах трансформаций, пиках процессов, затрагивающих сущность проявления мунданных архетипов. При этом мы полностью отказались от гороскопичности как принятой технологии. Мы принимали во внимание традиционно считающиеся значимыми факты: даты основания государств, революций, конституций, союзов стран, прихода власти и отставки правительств, реформ, религиозных событий, территориальных изменений (захваты, присоединения и наоборот, и пр.), и т.д. и т.п.

Культурный архетип как целостный феномен, предположительно, описывается некоей универсальной астрологической моделью. Эта логика закономерна, поскольку в астрологии уже известны подобные модели, описывающие идеальную структуру объекта. Всем известна т.наз. Звезда Магов, в числе приложений которой порядок дней недели, секрет алхимического синтеза золота, управление градусами, термами и деканатами Зодиака. Другой пример – т.наз. "мировой гороскоп", в котором все планеты расположены в знаках своей наибольшей силы. Понятно, что в действительности такие структуры не бывают проявлены в идеально совершенном виде. В том-то и дело, что в реальной жизни невозможны абсолютная красота, абсолютная симметричность и законченность. Тем не менее, именно такая идеальная модель и выступает как основа интерпретации, соотнесения действительного с идеальным, позволяет понять уникальность каждого конкретного проявления. Аналогично синтаксису, идеальная модель выступает в роли алфавита, а конкретный культурный архетип является словом, или фразой, выраженной при помощи букв этого алфавита.

Мы считаем, что при поиске такой астрологической модели следует учитывать следующие факторы:

Хочется подчеркнуть, что предлагаемый нами метод - это фильтр, помогающий разобраться в значимости конкретных циклов планет, прогрессий, дирекций и т.д., а не отрицающий их значимость и влияние.

 Продолжение: Из Главы 3. Россия

Планеты освобождения: Астрология британских колоний


Выскажите своё мнение!

Исследования в астрологии

Книги Дениса Куталёва

Вернуться на основную страницу


TopList

Китайский телефон купить в украине

китайский телефон купить в украине

Http://tini.by

http://tini.by

Курсы программирования

курсы программирования ruby.