Комментарии -> Философские работы

 
Илья Левашов. Наброски к целостной картине астрологического знания


 


Илья Левашов

"Наброски к целостной картине астрологического знания"

Часть 2


Вернуться к Части 1

Разъяснение функций элементов космоса

1. Принципиальные элементы

Скажем несколько слов о разделении на принципиальные и процессуальные элементы, предложенном мною.

Суть принципиальных элементов в том, что они представляют собой лишь принципы системной методологии рассмотрения любого предмета, т.е. основные понятия:

  1. Система (Субъект)

  2. Среда (Объект)

  3. Взаимодействие (Объективация, Субъективация)

Процессуальные элементы, которыми являются Сатурн, Венера, Марс, Юпитер, рождены соприкосновением принципов (Солнца, Луны, Меркурия) с природой, сущность которой в её двойственности.

Время порождает цикличность, конечность (временность), непостоянство - словом, всё, что связано с “колесом сансары”. Относительно этих элементов можно сказать, что “всё течёт, всё изменяется”. Время обеспечивает Становление, Становление в свою очередь Эволюцию.

Через процессуальные элементы, возможно, понять отразить процесс возникновения различных состояний системы. Это "исторические" элементы.

Образно можно представить, что три принципа как бы “опускаются” во временной поток процессуальности и относительно его выявляют себя как процессуальные элементы.

На самом же деле, понятно, что в природе среда является не какой-то идеальной средой, а всегда представляет собой другую систему, более низкого или высокого иерархического порядка. Также, как и всякая система является средой.

Теперь приступим к возможному, в силу весьма интуитивного получения схемы, разъяснению. Начнём с принципа Солнца.

 

Солнце

Пояснения. Центральная точка нашей схемы - сознание - позволяет мыслить себя в контексте каких-либо отношений. В философии санкхья этот принцип называется Ahamkara, т.е. “примысливание себя”, создающее ощущение причастности к явлениям. Сознание не выполняет функцию управления, оно не деятельно, оно есть принцип необходимого существования системы с целью.

У Канта это трансцендентальное единство апперцепции, как условия “нашего” (по Виттгенштейну - мира), т.е. свойство всех суждений содержать в себя принцип Я: так, суждение “все тела протяжённы” содержит в себе как дополнение “Я знаю”, принцип универсальной связи.

Лейбниц считал наивысшей способностью апперцепции человека (сознания в нашем понимании) ставить цели, т.е. сознательно выбирать приоритеты, объединяя их под “флагом” общей цели, идеала. Способность следовать цели-идеалу является фактором, сохраняющим нашу систему от всех возможных проявлений энтропии. Само слово ”цель” имеет в русском языке один корень со словом “целостность”.

Сознание, как выясняется, связано с “Я”, но “Я” человека может быть отождествлено с разными уровнями (телом, чувственным началом, ментальным уровнем). Сознание, с одной стороны, связывает всё, с другой - в каждый данный момент времени находится на одном из “этажей” нашего существа.

В ситуации, когда система лишена этой “сути”, система распадается: внутренние элементарные механизмы являют средства, которые могут поступить на службу любой другой цели. До определённого времени сохраняется основной материальный субстрат и сумма внешних отношений, определённое структурное место в ближайшем окружении (“подходящей” среде), которые создают иллюзию наличия системы.

Действительно, мы можем преодолевать, творить, познавать, защищаться, особо не задаваясь вопросами о том, зачем мы всё это делаем. Некоторые механизмы работают в нас только потому, что так принято, или же потому, что обращение к способностям, связанным с этим механизмом, когда-то было актуально для нас как средство (своего рода прецедент). Таким образом, сознание расщепляется на сферы деятельности, и центров получается уже несколько. Этот феномен широко распространён в современном обществе, где деятельность носит разрозненный характер. Сила примысливания себя работает чётко: "я - художник" - считает один, "я - отец семейства" - считает другой, "я - сын своих родителей" - считает третий, в то время, когда каждый из них для начала Человек (суть которого в его моральности), а потом уже кто угодно. Таким замечательным образом связано определение своего Я с целями человека. Ибо если ты - Человек (именно с большой буквы), ты не можешь действовать против человечества и твои цели будут увязаны целями человечества.

Дом, работа, друзья, хобби - каждая из сфер деятельности может носить строго обособленный характер по отношению к другой, что повсеместно встречается в современном мире. Это положение может быть проиллюстрировано следующей схемой:

 

Здесь мы наблюдаем множество сфер деятельности не связанных одна с другой. А круги t1…t4 - это моменты времени, в которые та или иная сфера деятельности актуализируется.

Интеграция сфер деятельности в единое целое может произойти только на основе моральных мотивов, в которых человек исходит из общественного блага.

Имеет место даже такая картина, когда всё время человека уходит на то, чтобы либо совершать бессознательные поступки, либо избавляться от последствий, совершая новые. Он попадает в колесо бессознательности, становясь бревном, плывущим по течению, выступает по отношению к миру как материал, а не как творец. Только человек, обладающий устойчивым внутренним стержнем (моральными принципами), не поддается течению внешнего мира, только целеустремлённый человек, всегда понимающий конечную (на определённом этапе) цель.

Архетипальные образы и символы, соответствующие Солнцу: в пространстве - Центр мира; в механике - Ось; в геометрии - Окружность.

Принцип Солнца связан в нашей схеме с принципом существования, внутренним смыслом. Существование не является деятельным принципом, обеспечивающим сохранение некоторого порядка.

Парацельс в “Магическом архидоксе” пишет о печати Солнца: “Ношение этой печати обеспечивает милость и благосклонность вельмож, царей, князей и прочих. И быстро возводит человека на такую ступень, где его имущество и почтение к нему неуклонно возрастают и он начинает пользоваться всеобщим восхищением”.

То есть, власть принципа Солнца распространяется на все центры социальных групп (на вельмож, царей, князей), соотносит человека с центром чего- либо, тем самым, на примере социальных групп, обеспечивая авторитет у всех зависимых от центра власти. Мы могли бы спросить, почему Парацельс не упоминает о связях с центрами других (не социальных) систем? C одной стороны, можно было бы предположить, что именно это интересовало в его времена больше всего. Но с другой стороны, Парацельс не похож на поборника социальных интересов, если это только не был специальный продуманный популяризаторский шаг.

 

Меркурий

Пояснения. Сознательная деятельность человека осуществляется в целесообразных актах, т.е. “я делаю ради чего-либо”. Отсюда следует, что Меркурий, будучи принципом, соединяющим центр (сознание) и среду (неосознаваемое), характеризуется в первую очередь целесообразными актами как в восприятии, так и в выражении. Если познание и творчество происходят спонтанно, то это значит, что работают принципы Сатурна, Венеры и Марса, Юпитера. Они не имеют столь прямого отношения к сознанию. Человек может воспринимать и воспроизводить формы чисто автоматически. То есть, система работает на какую-то другую.

Возможно и другое объяснение, исходящее из символики знака: Меркурий есть то, что соединяет внешний и внутренний мир под общим знаменателем структурности, некоторого постоянства отношений, то есть знание как таковое и, при том, не прагматическое или опытное знание о конкретных предметах, а знание, основанное на более общих понятиях, представляющее мир как целое и выходящее за пределы возможного опыта. Особо подчёркивается в традиции связь Меркурия с функционированием человека как носителя языка (речи), а язык (речь) являет потенцию к формированию более общих (чем конкретных) понятий, с которых и начинается любое знание, выявляющее общие законы. Знание, основанное на особенностях конкретных предметов, даже нельзя назвать знанием, т.к. в изначальный момент познавательного акта никогда нет полной уверенности в том, что объект находится в условиях, присущих его природе. И потому есть опасность приписать ему свойства среды.

Меркурий - хозяин всей сферы сознания, и своей рефлективной способностью может сказать "стоп" как Марсу так и Венере.

Меркурий связан с целостным, философским взглядом на вещи с одной стороны и с другой, это вся разумно-моделирующая деятельность. Он работает тогда, когда человек что-то прикидывает, как бы быстро это ни происходило. Он есть путь в возможный в будущем опыт из наличности, повседневности.

С другой стороны, это отвлечённость сознания, мечтания, отрыв. Возможно, непривязанность к данности, стремление видеть предмет со многих сторон определяют у некоторых людей особенность иметь “Семь пятниц на неделе”.

Вероятно, особенность “Dictum de omni et nullo” относится сюда же. Перманентная активность речи, способности общения (данного природой для эффективного функционирования разума) используются не по назначению.

Как регулятор процессов обмена на всех уровнях Меркурий также связан с принципом торговли.

Парацельс о печати Меркурия: “Печать наделяет того, кто её носит, большим интеллектом и способностями к философии и другим универсальным естественным искусствам. Если кто-нибудь выпьет напиток с опущенной в него печатью, то сохранит великолепную память и излечится от лихорадки. Печать, положенная на голову спящему, позволит ему увидеть и испытать всё, что он попросит у Бога”.

Стоит обратить внимание на словосочетание “универсальные искусства”. Универсальность чего-либо говорит о причастности явления к определённым общим закономерностям. Что также совпадает со структурными особенностями нашей схемы. Можно сказать, что Меркурий есть наш Разум – способность моделировать, выходить за пределы наличного опыта.

 

Луна

Формальное определение: Луна есть среда нашей системы, все, что системой не является.

К значению символа. Полуокружность луны напоминает нам об незавершённости круга, открытости его к среде.

Пояснение. Единое в процессе своего раскрытия становится многим. Изначальное единство "И-цзин" - Тай-цзи - посредством двоичного деления превращается в множество принципов.

Именно множество будет являться ключевым моментом для понимания структурного места символического элемента “Луна”. Если говорить точнее, то это некий предельный уровень разделения. Для сознания это мир конкретных предметов, частностей и “изолированных” друг от друга элементов множеств, так сознание не может помыслить многое. Самые общие понятия - категории - могут быть ограничены до установленного предела конкретики многого. Луной же по сути является та “чистая” среда, которая мыслится вовсе без системы.

“Подлунный мир” очень подходящее название для процессов и явлений вне нашего сознания. Человек никак не соотносит себя с ними. Это мир качественного многообразия.

Говоря языком Канта, это хаос ощущений, аффицирующий нашу чувственность - мир “вещей в себе”.

Интересен символизм Луны как повелительницы вод. Символика воды сводится к понятию Хаоса, потенциального. Потенции же, говоря языком синергетики, заложены в среде как поле путей развития.


2. Процессуальные элементы

Сатурн

Пояснение. В теософии есть термин “вахана” - то, что является более плотным носителем для чего-либо. Так, в радиоэлектронике при передаче радиосигнала используется волна более низкой частоты для трансляции более высокой, несущей основной сигнал. То есть, самосознание не может напрямую примыкать к среде, хаосу ощущений. Необходимой является своего рода “защитная оболочка”, скорлупа.

Это щит воина, в который попадают не замеченные им стрелы. То есть, здесь мы наблюдаем те вещи, которые в потенциале могут быть включены во внутриструктурные процессы (те стрелы, которые могут попасть в тело, а не в щит).

Это взаимодействие определяет наше бессознательное, пассивное отношение с миром, т.е. либо это не зависящие от нас обстоятельства (например стихийные бедствия, когда речь идёт о внешем воздействии), либо это наши внутренние, исходящие из нас предубеждения и неосмысленные стереотипы восприятия. Ими могут являться традиция, воспитание. Всё это может рассматриваться как судьба – ведь моё воспитание, те традиции, в которых я вырос, те стереотипы общественной идеологии, которые я неосознанно несу в себе, являются факторами, определяющими границы моего сознательного действия, моей свободы, они создают скорлупу. Будущее, определяемое подобными факторами, называют судьбой - как положительно значимой (удачей), так и отрицательно значимой (злым роком). В этом смысле Сатурн есть также и общественный фактор.

Сатурн - это то, с чем мы первично и неосознанно подходим к окружающему миру. Это наша земля в том смысле, что когда мы с чем-то сталкиваемся впервые, то в первую очередь мы бессознательно расставляем акценты на картину перед нами, определяем первичные точки отсчёта. Ребёнок никогда не заметит того, что обычно замечает взрослый.

Обычно мы представляем себе познание как процесс наполнения и редко задумываемся, что это наполнение зависит от такого феномена, как уровень нашего понимания. То есть, в познании при восприятии какой-либо информации происходит её фильтрация. Часть её просто отсекается. Это то, что ещё объективно не актуально.

Излишне говорить о том, что это очень важный процесс. У человека неразвитого он может представлять ориентировку в незнакомой ситуации за счёт установок “массовой поп-культуры”, у академического философа это может происходить с помощью максимально общих понятий - категорий. Эти примеры во многом идеализированы, но представляют полярность и разность проявлений Сатурна как “субстратного” основания для функционирования сознания.

Внимание, посредством которого работает сознание, не может настраиваться на объект без предварительной фазы бессознательного ограничения поля предметов, которые могут быть восприняты, сознание буквально “зашоривается” благодаря принципу Сатурна. Эти “шоры” неизменны т.к. существуют на субстратном уровне. Сатурн как бы бережёт нас от всей мощи света, обеспечивая доступные порции.

Это те же самые ограничения, которые не дают вырасти дереву в не подходящей для него почве. То есть, у дерева есть некоторая свобода в росте, но она уже первично ограничена свойствами почвы, из которой дерево питается. Так и сознание всегда растёт на какой-нибудь почве. Дерево никак не может изменить почву, иначе оно не было бы самим собой, то есть деревом. Человек же может, но при этом он меняется “в корне”, то есть становится не сам собой, а уже, как говорят, другим человеком. Таким образом, особенности физического тела человека не являются субстратом сознания. Но бессознательные структуры психики мыслятся нами как субстрат сознания.

Стены башни не только ограничивают и смущают нас в действиях, но и являются отличной защитой. В тоже время Сатурн - это, как мы говорили, броня, защищающая нас от не замеченных нами стрел (случайных, незапланированных ситуаций). Сатурн - это то, что даёт первичную организованность хаосу ощущений, по Канту это априорные формы пространства и времени. Ясно, что Сатурн связан с бессознательным. Но человек может стать и “толстокожим”, неосознанно отождествляя его с собой; пример тому - некоторые споры с “людьми-Козерогами”. Традиция говорит, что их сознание (Солнце) находится изначально в доме Сатурна.

Парацельс о свойствах печати Сатурна: “Прежде всего, помогает беременным женщинам. Если они будут её носить, роды пройдут успешно. Далее, всё, чего коснётся эта печать, преумножится и возрастет. Если рыцарь прикрепит её на своём левом наголеннике, никто не сможет ранить его лошадь. И наоборот, если изготовить печать в день и час Сатурна, когда он ретроградный, он будет противодействовать любому доброму начинанию, и если такую печать повесить на человека, он потеряет свои силы и погибнет. Также и во время войны: если зарыть её в воинском стане, солдаты не используют благоприятные обстоятельства, но быстро снимут лагерь и отступят”.

У Парацельса мы видим, что Сатурн защищает и властвует над обстоятельствами, которые, как известно, складываются то положительно, то отрицательно, и ничего с ними не поделаешь, никак их сознанием не предвидишь. Защищать же, как мы говорили, может только самое грубое нечто, которое грубее защищаемого. И потому им являющееся в наименьшей степени.

Я.Бёме о Сатурне : “Холодный, острый и строгий, и терпкий правитель Сатурн, берёт начало своё не от Солнца, ибо он имеет во власти своей темницу смерти, и он иссушитель всех сил, откуда возникает телесность. <...> Подобно тому, как солнце есть сердце жизни и источник природных духов, так и Сатурн есть сердце и причина всех телесных образований в земле и на земле, ровно как и во всём теле сего мира”.

Суть Сатурна по Бёме (с чем соглашаемся и мы) - его телесность, что коррелирует с нашим понятием субстратности. Если рассудить понятие "телесность", то прежде всего с телесностью связана грубость, то есть неизменяемость. Но что же является неизменным? Ведь, как известно, всё течёт, всё изменяется, всё трансформируется, всё эволюционирует, об этом говорит философия и наука со времён Будды, Гераклита до нашего времени. Получается что всё возможное Бытие в этом мире бесконечного Становления “в нашей голове”. И единственное на что мы можем опереться, с чего можем начать отсчёт, так это с того, что изменяется с меньшей скоростью по отношению к изучаемому объекту. Интересно в связи с этим, что планета Сатурн движется медленнее всех остальных планет септенера.

 

Венера

Пояснения. Венера представляет собой всю сумму осмысленного и структурированного опыта - это и есть тот самый внутренний мир человека, где он сам себе режиссёр. Это то, что даёт выстраданные выводы о свойствах и отношениях во внешнем мире.

Сначала работает Сатурн, затем Венера - она уже более детально разбирает картину, выявляет в ней более тонкие отношения-пропорции, с её помощью видны все тончайшие переливы музыки, полутени и тонкие линии. В Венере происходит работа на уровне ассоциаций, сравнений - после грубого фильтра бессознательных установок. Венера, таким образом, есть наш опыт, та данность, в которой мы себя обнаруживаем. Множество особенностей проистекают из того, что опыт стремится предстать перед сознанием целостным, завершённым, ясным.

Сатурн есть ограничивающая рама окна, через которую мы видим мир. Следующий за ним уровень взаимодействия уже является внутрисистемным, на нём вещь становится элементом структуры (внутренностей системы). Вещь, находясь в структуре, порождает новые внутриструктурные отношения, узлы (комплексы отношений).

Так, Венера есть самодеятельность между элементами структуры, пока безотносительно к актуальному сознанию. Порядок устанавливается относительно свойств самих элементов.

Это стрела, попавшая в тело воина, и вся гамма ощущений воина в связи с этим фактом.

Сатурну нужно увидеть рамку картины и понять, что на ней что-то есть и это что-то можно рассматривать. Венере же нужна картина со всеми её красками и внутренней гармонией, картина как целое. Венера улавливает в целом все возможные знакомые частности. В человеке с этим связано эстетическое восприятие. В эстетическом восприятии мы подчиняем частные качества некоторому общему свойству целесообразности. Отражается это поговоркой "Из песни слова не выкинешь".

Венера представляет собой содержание и некоторые этапы опытного познания. Содержа в себе умозаключение по индукции, она не гарантирует правильного обобщения опыта.

Благодаря способности связывать вещи (элементы внутренней структуры опыта), она, подобно даме, создаёт уют внутреннего мира, чтобы человеку было хорошо наедине с собой, всячески сглаживая возможные острые углы. Так получается, что сознанию опасно оставаться в процессах, связанных с работой этого элемента. Здесь кроется опасность тормоза в развитии. Человеку с каким-то изначальным уровнем гармонии трудно иной помыслить о чём-то более общем, он и так самодостаточен. Можно иной раз наблюдать парадокс - человек с красивой душой, но спящим разумом. Именно здесь рождаются догмы.

На мой взгляд, явление увлечённости чем-либо относится к Венере. Ведь обычно увлечённость мотивируется тем, что человек увлекается внутренней сложностью предмета как такового безотносительно к цели своей жизни. Человек попадает в сети свободно дрейфующего содержания сознания, в котором происходит случайное взаимодействие свойств.

Феномен симпатии форм также вытекает из общих свойств Венеры - она является своеобразным фильтром на пороге актуального сознания и, исходя из характера доминирующих отношений в структуре опыта и внутреннего мира, либо принимает вещь, либо не принимает. На ментальном уровне “принимается” (не образуется) новое понятие. На чувственном, “астральном” принимается чувственный образ. Дальше существование принятого проходит в контексте суммы актуального опыта. На принципе Венеры существует поговорка “Ты есть то, что ты ешь (воспринимаешь)”.

Таким образом, Венера - это приятие без объяснения. С этим связано всё то, что самому человеку лучше не объяснять, не расчленять, не анализировать лишний раз - любовь, музыка.

Как Сатурн, так и Венера являются фильтрами на пути вещей к сознанию, и если Сатурн отталкивает бессознательно, то Венера как область уже сознательного опыта оценивает и навешивает на явление ярлык симпатии-антипатии. Человеку, подверженному влиянию Венеры, “ну не нравится что-то и всё” - и он ничего не может с собой поделать.

Парацельс о печати Венеры: “Тот, кто носит эту печать, наделён необыкновенным обонянием, он вызывает к себе любовь и мужчин, и женщин. Эта же печать устраняет любую ненависть и зависть. Если ты дашь своему другу выпить напиток с опущенной в него печатью, он станет твоим лучшим другом, оставит свои злые замыслы и принесёт тебе всё добро, на которое способен. Печать эта наделяет также великолепными способностями к музыке и обеспечивает успех в этом искусстве”.

Любовь, как определял её Эмпедокл, есть сила, притягивающая тела и сливающая их в одно. Принцип “приятия” одного другим - на нём основана любовь в этом смысле.

Интересно, что феномен навыков также связан на нашей схеме с Венерой. Обычно навык, всякая техника исполнения не приходит сразу, а долго формируется без участия сознания. Мы не раз сталкиваемся с такими моментами, когда, что-то “получается”. Человек даже удивляется тому, что что-то получилось как бы само собой. Например, момент научения управлять велосипедом и т.п. В этом смысле работа Венеры может быть уподоблена работе котла для приготовления пищи. Вкус приготовленной пищи не есть просто сумма ингредиентов, а нечто более общее. Для получения пищи нужно ждать определённое время. Огонь, подогревающий котёл, есть Марс. Повар, определяющий рецепт, - Меркурий (разум). Обычно наш повар не очень хорошо работает и берёт рецепты, порекомендованные со стороны, не желая проверить. Он также не замечает, как в котёл попадают всякие лишние вещи, не имеющие никакого отношения к рецепту блюда. Повара бывают разные: один варит, лишь бы было съедобно, другой рассчитывает рацион, блюда делает вкусно и аккуратно.

Во многом Венера совпадает с теми механизмами души, которые рассматриваются в "Критике способности суждения" И. Канта.

 

Марс

Пояснения. Когда  у человека обобщается некоторое множество явлений, фактов, отношений внутреннего мира, иногда формируются выводы, побуждающие к изменению прошлой жизни в соответствии с узнанными новыми закономерностями. То есть, формируется внутреннее противоречие, некоторое конфликтное состояние и несоответствие с целью, а как следствие - необходимость его устранения. Тут становится актуальным фактор, позволяющий освободиться от привычных внутренних установок, признать свои ошибки. Это и есть Марс.

В более общем смысле Марс связан с внутрисистемными конфликтными состояниями, кризисами и их устранением. Это механизм, обеспечивающий в целом гомеостаз системы. Это воин, который предпринимает усилия по устранению последствий попадания стрелы. И в тоже время это воин как таковой - хранитель порядка системы. Марс не касается системы в целом, он лишь обеспечивает локализацию энтропийного источника. Это то активное начало, которое противостоит пассивному - диссипирующему фактору. Это “фокусировка” сознание, элиминация рассеянности.

Выход системы из кризиса всегда имеет несколько путей, которые могут быть сведены к двум: либо система адаптируется к новым условиям, либо нет; отсюда проистекает негативный и позитивный характер Марса одновременно, это торжество победы и в то же время поражение.

Именно он есть луч нового сознания, раздвигающий границы внутреннего мира сферы Венеры, трансформирующий внутренний мир, меняющий человека. Он импульсивен, но в этом его сила. Он фиксирует каждое возникающее несоответствие, стремится к его устранению. Марс есть деятельное, импульсоподобное проявление сознания, говоря поэтически - “концентрированный луч силы внутреннего закона”. Марс это внимание, концентрация вообще.

Марс - это луч Солнца: сознание, сконцентрированное на несоответствии. Он видит и действует, устраняя всё мешающее проявлениям должного. Благодаря этому он даёт возможности для жизни в человеке новых отношений качеств, но не гарантирует дальнейшее проявление - импульс может оказаться “не подхваченным” (то есть, не закрепится в адекватных формах внешнего мира).

Марс хоть и является механизмом, устраняющим несоответствие, но может работать автономно по отношению к сознательно выбранной цели как modus operandi.

Парацельс о печати Марса: “Эта печать обеспечит носящему её силу и победу в любых сражениях и борьбе, она даст ему перевес во всех сватках без единой раны. Если зарыть печать в осаждённом замке или крепости, то враги придут в замешательство - так велика сила, придаваемая печати этой планетой. Если изготовить печать в ретроградном Марсе со злыми, сжигающими аспектами, то эффект будет обратным. Везде, где будет находиться печать, вспыхнут войны, разногласия, ненависть, ревность - короче, всевозможнейшие несчастья”.

Несчастья несчастливой планеты не могут быть восприняты однозначно, ведь с точки зрения эволюции конфликт - это время перехода в новое качество. В традиционной астрологии Марс - несчастливая планета, и это во многом связано с культурными особенностями времени. Для человека всегда было трудно меняться, становиться более моральным - и отсюда нежелание возделывать себя, признавать свои ошибки.

Я. Бёме о планете Марс: “Когда же место солнца зажглось, то жестокий огневой испуг из места солнца вознёсся ввысь за пределы места солнца, как жестокая неистовая молния, и в телесном существе своём захватил ярость огня, <...> вот как далеко унёсся из своего собственного места проворный огневой испуг, пока и его не схватил свет: тогда он также пленён был светом, и остановился, и занял своё место.

А причиною тому, что свет не схватил его раньше, - суровая ярость и быстрая молния, ибо он был удержан светом не раньше, чем свет совсем заразил его.

Там стоит он теперь, неистовый и буйный, приводящий в движение всё тело сего мира, ибо в том и должность его, чтобы обращением своим в колесе природы приводить всё в движение, откуда берёт начало вся жизнь”.

Движение тела всего мира, на наш взгляд, всё то же эволюционное движение через конфликт.

 

Юпитер

Формальное определение: Юпитер представляет собой воздействие на среду со стороны системы.

К значению символа. Юпитер являет собой объективацию внутреннего отношения, пропорции, определяющей сущность любого качества. Здесь надо сказать, что первична скорее пропорция, отношение, нежели качество. Скорее так: в человеке на уровне субстратных взаимодействий объективированные, бывшие внутриструктурные отношения мыслятся как качества. Это то новое, которое всегда связывается с творчеством.

Пояснения. Итак, Юпитер в человеке полностью делает внешней, экстериоризирует пропорцию, внутренний закон, даёт подходящую предметно-чувственную опору (форму), таким образом, делая внутреннее внешним и полностью автономным - и уже независимым от внутриструктурных изменений. “После Юпитера” качество существует уже в “подлунном” мире вне сознания. Но это уже не мир чистой природы, а мир артефактов, мир “вещей для нас”, вещей после человека, несущих на себе его отпечаток. Юпитер устанавливает (институализирует), даёт форму для содержания.

Это воин, создающий средства для того, чтобы стрелы были ему менее опасны (скажем, увеличивающий свой щит).

Юпитер производит тот эффект, который мы называем славой. Человек узнаёт что-то прекрасное, проявляет намерение это изобразить, рисует картину и выставляет её на выставке, где картина (и то прекрасное, что в ней заложено) существует уже независимо от человека, объективно. Затем о картине узнают, и по свету расходится слава о её создателе. Могут пойти слухи о нём как о прекрасном человеке, пишущем прекрасные картины, а могут - слухи о нём как о внутренне чистом человеке. Первый вариант, очевидно, неверен, поскольку прекрасные пропорции в картине художника не его, они ничьи. Второй вариант более правдоподобен. Таким образом, одна из опасностей Юпитера - слухи. Юпитер потому - творец, и созданное всегда не принадлежит создателю.

“Слово не воробей - вылетит не поймаешь”: то, что обладает объективностью, сложно сделать вновь субъективным. Юпитер - сила всякой объективации.

Парацельс о печати Юпитера: “Печать эта приносит носящему её всеобщее расположение, любовь и благосклонность. Она приумножит его дни, принесёт счастье во всех предприятиях отгонит заботы и страх”.

Суждение также касается того, как воспринимают люди человека вовне. Его проявленные, объективированные качества являют в восприятии людей образ человека, результатом чего может быть расположение, любовь благосклонность.

С другой стороны, Юпитер гарантирует проявление, в этом его суть. Поэтому, на мой взгляд, он может принести “счастье во всех предприятиях”, т.е. сделает возможным полное оформление идей или желаний.

Я.Бёме о планете Юпитер: “Но сила, исшедшая в свете, была гораздо могущественнее, нежели огневой испуг (Марс), и поэтому поднялась она гораздо выше молнии огня, пока не углубилась чрезмерно в суровость природы, где и остановилась, став также как бы бессильной.

Из этой силы и произошла планета Юпитер, а не из того места, где он находится; но где он непрестанно силою своей зажигает это место, и он как бы жилец в этом месте, принуждённый непрестанно кружиться в своём наёмном доме, солнце же имеет свой собственный дом, а кроме него ни у одной планеты нет собственного дома”.

Бёме указывает на то, что Юпитер произошёл из силы света Солнца. Это говорит нам, что Юпитер есть нечто, что происходит от центра и “идёт дальше”, чем огневой испуг Марса. Из данного изложения следует также, что Юпитер вместе с Марсом составляют некоторое смысловое единство. В нашей схеме это единство отражено лучом “Ян”.

Бёме в своём изложении представляет некоторое раскрытие, движение от Солнца, от Центра. Что также совпадает со структурным местом Юпитера в янском канале.


Этим весьма кратким изложением я, насколько мог, выразил те общие принципы, которые удалось усмотреть в структуре и взаимодействиях между 7 классическими планетами. Стоило бы обратить внимание на то, что сами принципы, отражённые планетами, есть скорее элементарные процессы внутри какой-либо системы и в окружающем её пространстве, причём системы, исходной, определяющей точкой которой является сознание. Таким образом, всякий раз, заводя разговор о соответствии тел планетам, надо помнить о том, что “планеты” - это в первую очередь принципы, элементарные процессы, а потом уже тела. Как мне кажется, и стихии (земля, воздух, огонь, вода, эфир) также являются элементарными процессами - что, впрочем, и подчёркивается в философии Тайцзи-цюань.

 

Особенности соотношений планет
     (глава содержит теософскую терминологию)

В этом параграфе хотелось бы обозначить общие, поясняющие моменты относительно нашей центральной схемы, показать взаимодействие процессуальных элементов космоса и соотношение принципиальных элементов.

Одна из схем, поясняющих "происхождение" всей системы, построена на принципе дифференциации исходного “синтетического” элемента – Меркурия. Она ценна для понимания смыслового соотношения символов планет.

Здесь процесс поступенчатой поляризации походит на дифференциацию Великого предела в книге “И цзин”, в результате которого образуются составляющие материальную природу 4 элемента (которые обычно берутся в соотношении с духом, образуя пятёрку первопринципов).

Также интересно сопоставить процессуальные элементы с телами персоны, а принципы с монадой.

Далее по схеме мы видим что такие элементы, как Сатурн и Юпитер, Марс и Венера, Солнце и Луна, являются взаимосвязанными элементами. Связь, которую мы здесь наблюдаем, в традиционной астрологии называется астрологическими весами. Так, следуя свойствам весов, традиционные астрологи говорят о компенсации отрицательных и положительных влияний одной планеты за счёт другой.

Относительно нашей центральной схемы мы можем наблюдать, что объективированные отношения, создаваемые Юпитером, обладая своим независимым чувственно-воспринимаемым носителем, могут перетекать в область Сатурна как последствия наших поступков. Например, художник, нарисовавший картину, в которой приветствуется принцип насилия, подвергается насилию со стороны того, кто вдохновился этой картиной; но при этом художник не знает, что он сам виной этому насилию. Круг замыкается. Создаются удары судьбы. Карма - это Юпитер-Сатурн.

Сатурн - старое, Юпитер - новое. Сатурн иссушивает жизненные воды психологическими комплексами, вытеснениями, стереотипами, страхами, одиночеством. Юпитер искореняет причину стагнации, даёт новые формы, радует нас возможностью изменить мир вокруг нас. Юпитер в этом смысле должен быть связан с друзьями, единомышленниками, а стало быть - с идеалом братства.

Пара Венера-Марс представляет собой взаимосвязанные процессы концентрации и расфокусировки сознания. Человек, у которого хорошо работает Марс, человек решительный и импульсивный, может оказаться "рубакой", не замечая тонкостей дела. Может, как говорят, "выплёскивать воду вместе с ребёнком". Он не склонен "рассусоливать". Венера же, наоборот, склоняет к этому, побуждая человека к сомнениям и разбирательству в тонкостях, совсем не способствует действию.

 

Построение зодиакального круга

Циклы

Рассмотрим, как на основе введённых нами положений и постулатов строится объяснение особенностей структуры традиционного зодиака.

Начнём с некоторых предварительных рассуждений о времени, т.к. зодиак - прежде всего временная структура.

Всё время разбивается на циклы. Все циклы имеют некоторые общие свойства. У каждого цикла можно выделить начало, период рассвета, апофеоз, период затухания, конец цикла. При этом начало и конец, как и апофеоз, мыслятся точками поворота, и представляют диалектическое единство (конец одно цикла - это начало другого) и могут быть представлены для большей ясности точкой “0”, тогда как апофеоз - точкой “1”.

Промежуток времени между 0 и 1 (полупериод) будем называть инволюцией зодиака, а промежуток от 1 до 0 эволюцией зодиака.

За время инволюции осуществляется переход от одной противоположности к другой. Будем для большей ясности пользоваться парами категорий.

В общей терминологии мы будем пользоваться понятиями системной динамики:

Многое - Луна, Единое - Солнце.

Посмотрим что же является многим или единым относительно нашего гуманистического подхода? Единство между вещами, как известно, устанавливается посредством абстрагирования - обобщения свойств отдельных предметов, выделения классов. Абстрагируясь, человек преодолевает множественность мира конкретных вещей и предметов.

Так, например, в понятие “стул” входит множество возможных стульев – деревянных, металлических, пластмассовых, плетёных из лозы и т.д. А сам “стул” остаётся один и тот же.

То есть, множественность “кроется” где-то за пределами нашей способности усматривать общее, где за пределами внимания она пробирается в сознание через “лазейки незамеченного”. Действительно, мы часто не замечаем тех или иных свойств предметов, наделяя их статусом особенного, в то время как внимательное изучение, предоставив нам полный перечень свойств, даёт возможность причислить их к некоторому классу (общности).

Таким образом, существование многого обеспечивается рассеиванием внимания, а единое формируется благодаря концентрации внимания. Мир многого - это мир чувственного познания, множества наблюдаемых свойств, мир пересечения, наложения форм. Мир конкретного - единственно возможная, на мой взгляд, материя сознания. Единое же (метафизическая отвлечённость) есть основа человеческой духовности, просветлённости, если угодно.

В кантовском смысле источник многого - мир вещей в себе. Источник единого “категориальный аппарат” рассудка, идеи чистого разума и трансцендентальное единство апперцепции.

Предел инволюции зодиака - Рак.

Начало эволюции - Лев.

Теперь перейдём непосредственно к зодиаку. Как мы знаем, у Солнца и Луны всего по одной обители. У Луны - Рак, у Солнца - Лев. Эти два знака, будто бы, говорят о том, что среди многого, дезинтегрированного возможно рождение интегрирующего фактора, силы сознания (Солнца).

Рак знаменует инволюцию зодиака,

Лев - эволюцию зодиака.

Здесь пока приходится довольствоваться поэтическими аналогиями. Пышность летнего цветения природы в знаке Рака - лишь развитие сути семян, где всё это многообразие заложено. Как бы это понимая, природа начинает со знака Льва “снимать с себя наряд многообразия”. Вспышка осознания - и природа, подобно монаху, осознавшему бренность материального, устремляется искать отдохновения своей душе в монастырь зимнего покоя. Где всё буйство красок сменится аскетичным покрывалом белого снега. Все цвета возвратятся к изначалию белого цвета, к самой сути, которую суждено познать лишь в конце цикла эволюции. Природа седеет, покрываясь снегом, подобно седому старцу, немногословному, умудрённому жизнью, познавшему “суть дела”.

Инволюция зодиака подобна эволюции зодиака.

Об этом говорит нам симметрия обителей, что видно из схемы: у каждой планеты есть два дома, один дневной, другой ночной. Планет (кроме Луны и Солнца) всего 5. Получается 6 ступенек вниз до точки 1 “вспышки сознания” и 6 тех же ступенек вверх до точки 0 - пралайи, “растворения в изначальном единстве”.

Откуда появилось число 6? Его, на мой взгляд, методологически верно писать как 5+1. Тут, очевидно, мы сталкиваемся с самым существенным вопросом, который раскрывает нам сущность непроявленного и проявленного. “Читая” то, что до нас доносит структура обителей, я выдвигаю “гипотезу частичной проявленности принципов”.

Мы решили, что суть оформленного, вещного, материального в том, что в нём заложена множественность; множественность может пониматься нами через двойственность (дифференцированность), через “-” и “+”. Наверное, недаром греки так не любили дуаду и так почитали монаду. И по "И-цзин", наш мир развивается, проявляется, благодаря дифференциации первопринципов.

“...Двойка у пифагорейцев находилась в немилости с начала. Она представляла собой Материю, пассивный и злой принцип число Майи, иллюзии”.

Таким образом, получается, что 5 стадий инволюции и эволюции зодиака - Сатурн, Юпитер, Венера, Марс, Меркурий - проявлены, поскольку работают на противоположностях (дневные и ночные дома). Непроявленными остаются лишь Солнце и Луна. В чём же дело? На что нам указывает тот факт, что у этих планет лишь по одной обители, как это понимать

 

К решению проблемы

Эта ситуация очень напоминает антропогенез согласно "Тайной докрине". 5 стихий проявлено, две не проявлены. Пятая раса работает с 5-й стихией (нельзя работать с чем-то, не имея этого хоть немного). Е.П. Блаватская писала, что суть материи в её дифференцированности. Учение об “огнях” (эволюционных фазах) можно найти в более подробном виде в "Тайной доктрине" (т. 3), в статье “Таттвические соответствия”.

Ниже приводится отрывок из "Тайной доктрины", указывающий на порядок эволюции элементов и связанных с ними чувств.

“Следующий порядок с приведёнными параллелями может быть установлен в эволюции Элементов и Чувств; или же в космическом или земном “Человеке” или “Духе”, и смертном физическом человеке” (мы прибавляем к таблице расы):

Элементы

Чувства

Расы

1

Эфир 

слух 

5

2

Воздух 

осязание 

4

3

Огонь 

зрение 

3

4

Вода 

вкус 

2

5

Земля 

обоняние 

 1

Но элементов, как говорит нам древняя мудрость, всего не пять, а семь - так же, как и рас. Двум из этих элементов дóлжно проявиться. Мы же имеем дело с последовательностью дифференцированных принципов Сатурн - Юпитер - Марс - Венера - Меркурий. Нетрудно увидеть соответствия между элементами и планетами: Земля - Сатурн, Вода - Юпитер, Огонь - Марс, Воздух - Венера, Эфир - Меркурий. На первый взгляд, принципиальное соответствие неявно, но может быть получено при сопоставлении символизма планет и системы чакр, чакр и тел персоны, и др.

Таким образом, мы неявно утвердили тезис о том, что персона человека 5-й расы, 5-й подрасы состоит не только из традиционных 4 тел, но и из той части манаса, с которой мы “работаем”. Нетрудно доказать, что эфир, манас, 5-й элемент и принцип Меркурия по сути символизма одно и тоже. Отсюда становится ясно, что символизм зодиака связан с принципами эволюции человека.

И действительно, наивно полагать, что одни планеты “влияют на разные расы”. Человек изменяется и вместе с ним изменяется его космос. Таким образом, зодиакальный круг человека шестой расы с шестью воплощёнными стихиями, по всей видимости, будет состоять из тех же пяти дифференцированных планетных принципов плюс дифференцированный шестой элемент-Луна, а Солнце останется таким же. Получается 13 знаков (в то время как зодиак четвёртой расы мыслится в 11 знаков, третьей - в 10, второй - в 9, первой - в 8).

На мой взгляд, тот факт, что меняется зодиак, совершенно не значит, что изменяются созвездия. Так или иначе, созвездия - это искусственные разделения звездного неба.

В заключении этой части хотелось бы сказать, что любая статическая схема типа зодиака какой либо из рас с характерным количеством принципов описывает существование без изменений. Существование без эволюции признано как древней мудростью, так и наукой конца ХХ неподходящим принципом для описания реальности. Актуален этот свежий поток идей эволюции и для закостенелых систем знания - таких, как астрология в наше время.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Парацельс “Магический архидокс”. М., 1998.
  2. Клавдий Птолемей “Тетрабиблос”. М., 1991.
  3. Т.Г. Бургон “Свет Египта, или наука о звёздах и о душе”. М., 1994.
  4. Яков Бёмэ “Аврора или утреняя заря в восхождении”. Киев, 1998.
  5. Б. Хубер “Астрологический психосинтез”. М., 1993.
  6. А. Подводный “Лекции по введению в астрологию”. М., 1988.
  7. В.Е. Еремеев “Чертёж антропокосмоса”. М., 1993.
  8. Бируни “Наука о звёздах”. - Ташкент, 1975.
  9. Д.Ди “Иероглифическая монада” // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. / Под ред. И. Т. Касавина. М., 1999.
  10. Р.Бэкон “Введение к трактату Псевдо-Аристотеля “Тайная тайных” // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. / Под ред. И. Т. Касавина. М., 1999.
  11. Д.Радьяр “Планеты и личности”. Воронеж, 1992.
  12. Н.Кемпион "Книга мировых гороскопов". М., 1996.
  13. Е.Блаватская "Тайная Доктрина". Рига, 1993.
  14. Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х т. М., 1992.

Вернуться к Части 1


Обсудить на форумах A*R*G*O


Комментарии > Философские работы

На титульную страницу


TopListbe number one