Знакомьтесь, Астрология!

На
титульную
страницу

Астро-
календарь

 Форум

 


TopList

be number one

Денис Куталёв

Что такое астрология?

 

На самом деле, общепринятого определения астрологии до сих пор не существует. В разных источниках приводятся разные формулировки, и их общее число достигает нескольких десятков. Представляется, что значительная часть непрекращающихся дискуссий относительно роли астрологии не в последнюю очередь вызвана отсутствием чёткого понимания данного термина. Приведу несколько наиболее характерных определений.

Так, “Советский энциклопедический словарь” определяет термин "астрология" следующим образом: “учение о якобы существующей связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов” [СЭС, 1983, с. 85-86].

В “Современном словаре иностранных слов” астрология определяется как “учение, возникшее в глубокой древности, получившее развитие в средние века и вновь распространившееся в 20 в., о связи между движением небесных тел и земными событиями, об основанном на этой связи методе предсказания судеб (индивидов, групп, социальных образований)” [Словарь иностр. слов, 1993, с. 71].

Общим для этих двух определений является словосочетание “учение о связи”, но не уточняется характер этой связи. Между тем, сам термин “связь” в данном случае чересчур широк. Скажем, одновременно произошедшие явления в космосе и на Земле связаны между собой временем события, и спорить с этим никто не будет. Но очевидно, что присутствующие в определении СЭС слова “о якобы существующей связи” подразумевают более узкий смысл…

В первом определении события связываются с “расположением небесных светил”, во втором – с “движением небесных тел”. В действительности же, астрология учитывает и расположение небесных тел в определённые моменты времени (напр., в момент рождения человека), и движение этих тел, и ряд других астрономических факторов, которые нельзя определить как небесные тела (скажем, положение и движение точек пересечения лунной орбиты с эклиптикой).

Далее, в определении СЭС очень неудачным представляется словосочетание “исторические события”, поскольку, во-первых, это требует уточнения критерия, какие события являются историческими, а какие – нет. Во-вторых, исторические события в нашу космическую эру могут происходить не только на Земле, тогда как астрология всё-таки изучает связь астрономических факторов с земными событиями.

Присутствующее во втором определении упоминание о “методе предсказания судеб” в первом определении отсутствует, и это вполне правомерно, ведь астрология на самом деле не является системой предсказаний или гаданий. Скорее, астрология – учение о соотнесённости земных ритмов с ритмами космоса. Изучив предполагаемое влияние космических факторов на прошлое и на настоящее человека, астролог может сделать и прогноз на будущее, но целью здесь зачастую является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей “слаженности” своих и космических ритмов, максимальная реализация потенциала, которым он наделён с рождения. Такой подход, в частности, характерен для концепции “гуманистической астрологии”, сформулированной Д.Радьяром. Существует немало убеждённых астрологов, которые не занимаются предсказаниями и воспринимают астрологов-прорицателей приблизительно как врачей, стремящихся не вылечить пациента от болезни, а точно определить, через сколько времени он от этой болезни умрёт.

Обратимся теперь к определениям, которые предлагаются самими астрологами.

Выдающийся британский астролог начала 20 в. Алан Лео дал следующее определение астрологии: “наука, которая изучает влияние небесных тел на характер человека и его проявления в физическом мире” [Лео, 1996, с. 14–15].

Рейнгольд Эбертин, известный немецкий астролог 20 в., пишет, что “слово “астрология” обозначает область знаний, возникших более десяти тысяч лет назад, объектом которых является возможное влияние звёзд на Землю, природные явления, политические события и, прежде всего, на состояние, характер и судьбу человека” [Эбертин, 1995, с. 5–6].

Наиболее оригинальное определение было предложено современным американским астрологом и философом Робертом Хэндом: “Астрология - наука, изучающая характеристики данной точки в пространстве/времени при помощи соотнесения её с другими точками того же континуума, и пользующаяся символическим языком, связанным с космическими структурами” [Хэнд, 1996, с. 3].

В формулировках А.Лео и Р.Хэнда настораживает слово “наука”. Если в средние века астрология действительно считалась научной дисциплиной, то в 18–20 вв. учёные круги в подавляющем большинстве случаев отказывают астрологии в научности. Очевидно, более адекватна нейтральная характеристика астрологии, предложенная Эбертином, – “область знаний”.

Определение Лео является неточным и потому, что ограничивает объект астрологии “влиянием небесных тел на характер человека и его проявления”, в то время как издревле существуют такие разделы астрологии, которые занимаются сугубо природными явлениями, не связанными с человеком (напр., метеорологическая астрология).

С другой стороны, нельзя согласиться и с Эбертином, считающим, что объектом астрологических знаний является “возможное влияние звёзд на Землю”, ведь астрологи учитывают не столько звёзды, сколько тела Солнечной системы.

В определении Хэнда вызывает сомнение утверждение, что астрология занимается изучением характеристик точки. Вероятно, это связано с многозначностью английского слова “point”, которое в данном контексте можно перевести не только как “точка”, но и как “объект”. Но если говорить об астрологии как о дисциплине, которая соотносит между собой различные объекты, используя “символический язык, связанный с космическими структурами”, то область понятия “астрология” окажется чересчур широкой. Тогда под это определение подпадают и хиромантия (она изучает характеристики ладони, соотнося её с личностью владельца и пользуясь символическим языком, в котором есть бугры Луны и Венеры, линии Меркурия и Сатурна, фаланги Овна и Тельца и т.д.), и физиогномика (выделяющая типы конституции человека, формы лица и т.п., называемые “лунными”, “венерианскими” и пр.), и графология (в той её разновидности, что использует термины типа “меркурианский почерк”, “юпитерианский характер” и пр.), и некоторые разделы алхимии (в которой, как известно, золото именуется Солнцем, ртуть – Меркурием и т.д.)…

В определениях Лео и Эбертина сделан акцент на “влиянии” небесных тел, от которого Хэнд сознательно отказался. Дело в том, что многие современные астрологи не подразумевают непосредственного воздействия небесных тел на земные события, а прежде всего указывают на символическую соотнесённость между событиями на Земле и в космосе.

Упомянем еще несколько наиболее характерных подходов к пониманию астрологии.

Критики, рассматривающие астрологию с религиозных позиций, нередко считают, что астрология подразумевает астральный культ. Но это неверно. Представления об одушевлённости небесных светил и о том, что они диктуют свою волю людям, не являются в астрологии обязательными и отвергаются многими астрологами. Небесные констелляции воспринимаются зачастую лишь как отражение состояния мира, а не как его причина. Уместным будет сравнение звёздного неба с циферблатом часов: мы можем прочитать показания этого прибора о состоянии мира вокруг нас, но из этого не следует, что данный прибор живой и что время сейчас именно такое из-за того, что его показывают часы.

Неправомерно считать астрологию и фаталистическим учением, постулирующим абсолютную предопределённость жизни человека и всей Земли в целом. Детерминистская сторона не является ни главной, ни преобладающей в астрологии; наоборот, работа астролога не в последнюю очередь направлена на то, чтобы клиент стал над “фатумом”, взял управление своей жизнью в свои руки. Как справедливо заметил Цицерон, “Если всё решает судьба, то какой мне прок от гадания?” (“О дивинации”, II, 20).

Отметим, что ряд исследователей (вслед за Р.Бертело и Д.Радьяром) трактуют термин “астрология” в более широком смысле, нежели авторы всех определений, приведённых выше. Сторонники подобного расширительного толкования астрологии связывают её с понятием космического мироощущения. Д.Радьяр писал: "История астрологии – это история трансформации отношения человека к Природе – к внешней, воспринимаемой чувственно, и к внутренней, "человеческой" природе..." [Радьяр, 1991, с. 10]. Таким образом, астрология в узком смысле этого слова (астрология как учение) является лишь порождением определённой фазы данного процесса развития космического мироощущения. Когда говорят о существовании астрологии в древнейший период человеческой истории, то обычно подразумевают именно этот, наиболее широкий, вариант понимания термина “астрология”.

Наконец, некоторые историки науки придерживаются ещё одной трактовки термина "астрология" – напротив, очень сужая область данного понятия. Они отграничивают астральные предзнаменования, поклонение звездам, астральные мифы, характерные для культур Древнего мира, от астрологии как таковой, которую они понимают как математизированную технику составления гороскопов для предсказания по ним будущих событий [см., напр., статью "Астрология" в Британской энциклопедии, 1975.

Итак, у разных авторов область значений термина “астрология” существенно различается. Сторонники "широкого" понимания данного термина включают в астрологию и астральную религию, и астрономические наблюдения, и магические операции. А те, кто придерживается "узкого" понимания, не включают в область понятия “астрология” ни систему предзнаменований вавилонян, ни философско-религиозные построения эзотериков различных эпох, ни "циклический календарь" народов Дальнего Востока. Особенно ощущается размытость понятия “астрология” при изучении древнейших исторических этапов.

Проведя обзор основных определений астрологии, изложу собственное мнение о том, что же такое астрология, чем она является и чем не является. Здесь необходимо отметить следующее.

В целом, астрология вырастает из двух основных действий, которые тесно взаимосвязаны: 1) наблюдения за небом (регистрации событий на небе), и 2) интерпретации (предположения о соответствующих событиях на Земле). Становление астрологии можно схематично изобразить как процесс обогащения обоих этих сторон, который может происходить с акцентом как на одно из этих действий, так и на другое. В том случае, когда мы только наблюдаем за небом, никак не проецируя небесные события на земные, мы имеем дело с астрономией, но ещё не с астрологией. Когда мы оцениваем земные события и процессы без какого-либо учёта небесных факторов, это может быть проявлением интуиции, фантазии, проницательного ума, а то и пророчеством – или же результатом применения научных знаний о земных процессах, – но астрологией это тоже не является. Наконец, когда мы, зарегистрировав определённое астрономическое явление, тут же соотносим его с земным событием (без особых теоретических обобщений с учётом предыдущих явлений) – например, “во время болезни царя случилось затмение – он скоро умрёт” или “Луны не видно – задуманное мной дело не получится”, – это случай астромантии, т.е. гадания, однако это тоже ещё не астрология.

Когда же появляется астрология? Она возникает, когда люди выходят на некоторый уровень осмысления однотипных, повторяющихся событий – как небесных, так и земных, – и делают вывод о существовании корреляции между двумя параллельно разворачивающимися процессами. Первые, самые ранние этапы (которые можно назвать "прото-астрологией") представляют начало этого процесса выявления ритмических закономерностей. Систематизация известных событий на Земле, происходивших после какого-то одного явления на небе (напр., после начала ретроградного движения Марса или после первого утреннего восхода Сириуса), привела к формированию основ астрологии предзнаменований (омен-астрологии). Зафиксировав все подмеченные явления в природе, которые случаются, скажем, после солнечного затмения в начале лета, звездочёты могли “предсказать”, что после следующего такого затмения произойдут события того же порядка. Параллельно возникла простейшая календарная астрология. Она, как бы дополняя астрологию предзнаменований, базировалась на систематизации небесных явлений. Первыми были выявлены такие базовые небесные ритмы, как сутки, лунный месяц и солнечный год, которые легли в основу дальнейшей систематизации знаний о связи небесных и земных событий. И теперь астрологи могли опираться в своих толкованиях не на сами небесные явления, а на их обобщение, представленное календарной системой.

Наконец, когда уровень систематизации и небесных, и земных явлений стал достаточно высок, из соотнесения этих двух блоков обобщений выросла собственно астрология, и её первыми разновидностями были омен-астрология и календарная астрология, развившиеся из своих примитивных форм. Ниже приведена схема, в упрощённом виде отображающая указанные этапы (1 – астромантия, 2 – простейшая астрология предзнаменований, 3 – простейшая календарная астрология, 4 – собственно астрология).

4.5 кб

Конечно, в действительности всё происходило не так просто, как на данной схеме. В частности, было много промежуточных этапов, о которых достаточно сложно сказать, астрология ли это или ещё нет. Например, “восточный гороскоп”, несомненно, может рассматриваться как система календарной астрологии. А система “лунных дней”, которая гораздо примитивнее? Или, что ещё примитивнее, традиция приписывать определённым дням календарного месяца благотворное или злотворное воздействие – можно ли её называть астрологией?

Неоднозначная ситуация, в которую мы попадаем при рассмотрении подобных случаев, ещё более осложняется тем, что небесные явления не ограничиваются астрономическими событиями. Ведь на небе мы видим не только звёзды и планеты, но и тучи, радугу, молнии, метеоры, птиц... На протяжении тысячелетий люди не могли правильно провести границы между астрономическими, метеорологическими и оптическими явлениями (например, вплоть до эпохи Нового времени многие учёные, вслед за Аристотелем, считали, что кометы – это образования в земной атмосфере, возникающие от испарений с поверхности Земли). Поэтому условия видимости звёзд, изменения цвета планет, сектор неба, в котором видна радуга, или даже направление ветра – всё это в древности играло важную роль при прогнозировании событий. Но имеем ли мы право называть методы, учитывающие подобные факторы, астрологическими? Более того, как знамения воспринимались не только небесные явления, но и землетрясения, появление определённых зверей или птиц в определённом месте (например, перед городскими воротами), сновидения и т.п. В частности, в Древнем Двуречье все эти предзнаменования изучались и толковались в своей совокупности, прогнозирование по поведению животных дополнялось и уточнялось предсказанием по звёздам или по грому... Без сомнения, принятое в наши дни отграничение астрологии от других методов дивинации вавилонянам показалось бы глубоко ошибочным.

Итак, мы видим, что на протяжении почти всей истории своего существования астрология имела достаточно размытые границы с другими дисциплинами, изучающими природу и место человека в мире. На протяжении практически всего Средневековья астрология воспринималась как составная часть единой дисциплины, включающей также астрономию и математику. Термины “астролог”, “астроном” и “математик” вплоть до эпохи Возрождения воспринимались как синонимы. Очень тесной была и связь астрологии с медициной. Оригинальный текст “клятвы Гиппократа” включает в себя обязательство проводить лечение с непременным учётом астрологических факторов. И эту клятву врачи в отдельных странах Европы продолжали соблюдать даже в XVIII в.

Тем не менее, в свете всего вышесказанного, представляется, что астрологии возможно дать чёткое определение, и в качестве существенного признака здесь следует выделить предположение о наличии определённой взаимосвязи между двумя рядами объектов – небесными (астрономическими) объектами и земными. Поэтому мне кажется вполне адекватным следующее определение:

Астрология – это система представлений и практик, основанная на принципе корреляции земных процессов и состояний земных объектов астрономическими факторами. Сразу отмечу, что существуют различные подходы к объяснению этой предполагаемой корреляции. Одни авторы утверждают несомненно физический характер этой корреляции, другие настаивают на сугубо символическом её характере, третьи предпочитают считать механизм этой корреляции магическим, четвёртые привлекают религиозно-мистические объяснения. Но в принципе, объяснение механизма этой корреляции лежит за рамками самой астрологии.

Термин “корреляция” в данном определении представляется наиболее подходящим (по сравнению с “взаимодействием”, “связью”, “воздействием”, “влиянием”) по нескольким причинам. Прежде всего, корреляция не означает обязательного наличия прямой причинно-следственной связи. Согласно словарному определению, “корреляция” может означать “соотношение предметов или понятий”, “соответствие”, “взаимосвязь”, “взаимную приспособленность, согласованность строения и функций”, “вероятностную зависимость”. В математической статистике термином “корреляция” отмечают “связь между явлениями, если одно из них входит в число причин, определяющих другие, или если имеются общие причины, воздействующие на эти явления (функция является частным случаем корреляции); корреляция может быть более или менее тесной (т.е. зависимость одной величины от другой – более или менее ясно выраженной)” [Словарь иностр. слов, 1993, с. 313]. Более того, “в отличие от функциональной зависимости, корреляция возникает тогда, когда зависимость одного из признаков от другого осложняется наличием ряда случайных факторов” [СЭС, 1983, с. 633].

Как известно, астрологию часто понимают как “оккультное учение”, “область мистического знания”, “эзотерическую дисциплину”. Оценим эти подходы, исходя из предложенного определения астрологии.

Оккультизм (от лат. occultus – “тайный, скрытый”) – очень сложный и многозначный термин. Не углубляясь в эту проблему, требующую отдельного исследования, обратимся, например, к определениям, предлагаемым в фундаментальных справочных изданиях по философии. Согласно “Философской энциклопедии”, оккультизм – это “мистическое учение, в основе которого лежит представление о существовании сверхъестественных (“оккультных”) сил, с которыми якобы можно вступать в общение при помощи магии. Рассматривая человека как иерархическое сочетание различных “планов бытия”, оккультизм считает, что с помощью специальных методов психической тренировки и магического воздействия на сверхъестественные силы можно осуществить восхождение в т.наз. “высшие планы бытия” и достичь “тайного знания”, выходящего за пределы обычного человеческого опыта” [Философская энциклопедия, 1967, с. 136]. По другому определению, это “общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую подготовку” [ФЭС, 1983]. Если следовать приведённым определениям, то приходится констатировать, что астрология, в принципе, очень слабо соотносится с оккультизмом, ведь многие астрологические школы отрицают существование сверхъестественных сил, считая астрологические “влияния” вполне естественными и научно объяснимыми. Астрология также не требует особого посвящения, и её последователи обычно не считают астрологические концепции и техники недоступными для общего человеческого опыта – коль скоро астрология преподавалась и преподаётся в общедоступных учебных заведениях (а в Позднем Средневековье – и вплоть до 18 в. – она была университетской дисциплиной). Поэтому называть астрологию как таковую оккультным учением представляется некорректным. В крайнем случае, это определение применимо лишь к отдельным школам, в которых астрология переплетена с религией и магией.

Подобным же образом, об астрологии не приходится говорить и как об эзотерическом учении. Ведь эзотерический (от греч. esoterikos – “внутренний”) означает “тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвящённых (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах)” [Словарь иностр. слов, 1993, с. 699]. Поэтому астрология имеет право называться “эзотерической дисциплиной” не более, чем ядерная физика или математическая лингвистика. Ведь “посвящённым” во все эти дисциплины может стать каждый, кто возьмёт на себя труд изучить их основы. Опять же, на отдельных исторических этапах отдельные религиозные течения или оккультные сообщества включали астрологию в свод знаний, доступных только посвящённым, но это не позволяет нам распространять эпитет “эзотерический” на все формы и традиции астрологии.

Наконец, обратимся к вопросу отношения астрологии к мистике и мистицизму.

Мистика (от греч. “мистические обряды, таинство”) – “1) вера в сверхъестественное, божественное, таинственное; вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром; 2) в переносном смысле – нечто загадочное, непонятное, необъяснимое” [Словарь иностр. слов, 1993, с. 386].

Мистицизм (от греч. mystikos – “тайный”) – “мировоззрение, основанное на мистике; склонность к мистике” [там же]. По другому определению, мистицизм – “в широком смысле истолкование явлений природы и общества как имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое, сверхъестественное начало. В этом смысле мистицизм присущ всем без исключения религиям”, а “в более узком смысле мистицизм означает религиозно-философскую концепцию, признающую возможность непосредственного сверхчувственного общения человеческой души с богом как «первичной духовной реальностью»” [Философская энциклопедия, 1964, с. 456]. Как мы видим, определение “Философской энциклопедии” сближает мистицизм с оккультизмом, а отношения астрологии с последним мы только что обсудили.

Что касается определений словаря иностранных слов, то следует подчеркнуть, что астрология стала считаться дисциплиной о сверхъестественных и таинственных силах лишь в эпоху Нового времени, когда астрологическим учениям было отказано в научности. Но до той поры в доминирующих научных парадигмах воздействие небесных тел на земные процессы считалось вполне возможным, и посему астрология как таковая не воспринималась как мистическое учение. Астрология базировалась на “вере в божественное” в той же мере, как любая наука. Ведь наука, как считалось, даёт людям сведения о “божественных законах”, управляющих миром.

Таким образом, эти три эпитета (“оккультный”, “эзотерический”, “мистический”) могут быть вполне справедливыми, когда мы говорим, к примеру, о храмовой астрологии Древней Ассирии или об использовании астрологии теософами 19 в., но их использование введёт нас в заблуждение, если мы будем рассматривать птолемеевскую “научную астрологию” или концепции И.Кеплера и Ф.Бэкона.

По материалам диссертации Д.Куталёва

Перейти на полный текст диссертации

Стефан Арройо. "Определения Астрологии"

 


ЛИТЕРАТУРА:

Британская энциклопедия, 1975 Astrology // The New Encyclopaedia Britannica. In 30 vol. 15th edition. Vol. 2. – [London:] Encyclopaedia Britannica, Inc., 1975. – P. 219–223.

Лео, 1996 – Лео А. Полный астрологический словарь / Пер. с англ. А.Колесникова. – Киев; М.: София; КОНЕК, 1996.

Радьяр, 1991 – Радьяр Д. Астрология личности. Представление астрологических понятий и идей в свете современной психологии и философии / Пер. с англ. М.Папуша. – М.: Антарис, 1991.

Словарь иностр. слов, 1993 – Современный словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1993.

СЭС, 1983 – Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

Философская энциклопедия, 1964 – Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. Т.3. - М.: Советская энциклопедия, 1964.

Философская энциклопедия, 1967 – Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. Т.4. - М.: Советская энциклопедия, 1967.

ФЭС, 1983 – Философский энциклопедический словарь. – М.: Совесткая энциклопедия, 1983.

Хэнд, 1996 – Хэнд Р. Утверждение Астрологии как научной дисциплины // Журнал ЕАФ НСГИ. – Зима 1996. – С. 2–4.

Эбертин, 1995 – Эбертин Р. Комбинация влияний небесных тел / Пер. с англ. А.Е.Вольпяна. – М: ЦАИ, 1995.

 


 

Выскажите своё мнение!

Вернуться на титульную страницу

На начало страницы